Организовать перевод Украине 50 миллиардов долларов из прибыли от замороженных российских активов оказалось не так-то просто, пишет FT. “Семерка” не предоставит Украине никаких дополнительных средств сверх уже причитающихся — не говоря уже о тех, что принадлежат Москве.
Мартин Сандбу (Martin Sandbu)
Украина добилась некоторой передышки — и на поле боя благодаря своему контрнаступлению, и в финансовом плане благодаря соглашению с частными инвесторами о реструктуризации долга. Однако отныне объем финансовых ресурсов, на которые Киев может рассчитывать, чтобы обеспечить выживание страны, зависит от причудливой дискуссии между западными союзниками.
Она развернулась вокруг того, как в финансовом смысле организовать платеж [Украине] в 50 миллиардов долларов из резервов Центрального банка России, замороженных в западных юрисдикциях. В июне лидеры “Семерки” обязались предоставить чрезвычайные кредиты в ускоренном режиме. После прошлых задержек финансирования по обоим берегам Атлантики, не внушающих особого доверия, это подавалось как верное доказательство того, что Запад непременно придет Украине на выручку, а Россия поплатится за разрушение страны.
Но не больно-то обольщайтесь. Сама необходимость специально придумать механизм передачи средств свидетельствует как о неблаговидных поисках альтернатив нынешнему финансированию за счет западных налогоплательщиков, так и неспособность (или нежелание) передать замороженные российские средства Украине напрямую. В этом смысле взятое на саммите в Апулии обязательство стало признаком робости, а не уверенности в себе, пусть даже 50 миллиардов долларов (из любого источника) — это гораздо лучше, чем ничего.
Но даже этот вопрос отнюдь не решенный, поскольку дело омрачается как техническими трудностями, так и более глубокими политическими проблемами.
Замысел сводится к тому, что синдикат друзей Украины возьмет кредит и проведет его через некое доверительное учреждение — например, Всемирный банк. Сопутствующие расходы Киева на обслуживание долга покроются чрезвычайной прибылью бельгийского хранителя ценных бумаг Euroclear с почти 200 замороженных миллиардов евро Центрального банка России.
С моральной стороны эти “военные” прибыли (по сути, так и есть — и не по вине Euroclear) должны достаться Украине в любом случае, поэтому ЕС недавно решил направить основную их часть на военную помощь. Новый план “Семерки”, по сути, сводится к тому, чтобы ускорить этот поток прибыли и превратить его в крупный авансовый чек.
Это убедительным образом свидетельствует о том, что “Семерка” не предоставит Украине никаких дополнительных средств сверх уже причитающихся — не говоря уже о тех, что принадлежат Москве. Более этого, эта схема уже стала для западных правительств аргументом в пользу сокращения обязательств — взгляните хотя бы на постыдный план Берлина урезать помощь Украине.
Выполнение своих политических обещаний лидеры “Семерки” возложили на технократов. Но ключевые технические препоны еще не устранены. Смысл того, чтобы обеспечить кредит будущими прибылями от замороженных российских государственных активов, — в том, чтобы сделать его максимально безрисковым для западных казначейств. По крайней мере, достаточно безрисковым, чтобы обойтись без одобрения законодателей (особенно Конгресса США). Также политически целесообразно привлечь к участию как можно больше западных стран, а не только ЕС, где, собственно, “создаются” деньги на обслуживание долга. Подвох кроется в том, что задолженность Киева вырастет, даже если обеспечение долга избавит Украину от каких-либо платежей.
Но ЕС продлевает свои санкции каждый раз лишь на полгода, так что поток прибыли может иссякнуть, стоит только одному из членов союза наложить вето. Это риск не только для стран за пределами ЕС, но и для самого Киева: обязательства, связанные определенными условиями, осложнят МВФ оценку устойчивости долга. Чтобы решить эту проблему, Брюссель представил правительствам ЕС варианты — от продления на более долгий срок до окончательной разморозки лишь после того, как Москва выплатит Киеву компенсацию сполна.
Первое потребует, чтобы Венгрия отказалась от своего права вето, которое Будапешт исправно налагает дважды в год. Второе же будет равносильно конфискации, которой так опасаются Париж, Берлин и Европейский центральный банк. Поэтому ни один из вариантов, по всей видимости, не получит единогласного одобрения. Как бы то ни было, трудно рассчитывать на нечто большее, чем прибыли, если Россия неким чудесным образом снова окажется на хорошем счету раньше, чем ожидалось, и вернет себе доступ к резервам.
Короче говоря, загвоздка в том, что западные лидеры погнались за халявой: понадеявшись на новое финансирование для Киева, но без новых обязательств для налогоплательщиков, без финансовых рисков и без конфискации активов — пусть даже преступного государства. Эти политические противоречия нерешаемы в принципе — даже в лучшем случае их можно лишь замаскировать технократическими решениями.
Разрубить этот гордиев узел можно лишь политической волей, которая установит новый правовой прецедент. Им должно стать прозрачное решение о совместной конфискации российских активов напрямую в пользу Украины. И этого нельзя исключать — если политические противоречия станут невыносимыми. Но чем больше времени это займет, тем дольше будет продолжатся бесцельное ожидание. Выполнение обязательств, озвученных на саммите в Апулии, безусловно, похвально — но не рассчитывайте, что это закроет вопрос более чем на несколько месяцев.
Комментарии читателей:
PM
Это захват чистой воды. При полном соучастии Запада. В будущем это еще аукнется европейским и американским активам за рубежом. Но я вам гарантирую, что пресса будет утверждать, что это не только морально верно, но и законно.
Maedros
Как же трудно выставить воровство за благородный поступок. Сочувствую вам, бедолаги!
Zugswang
А пусть Володимир и Владимир сядут и хорошенько поговорят. А то уже всех достали.
Legal Tender
Как же удобно придумывать правила по ходу игры!
Living in Lisbon
“Постыдный план Берлина”? Интересно, а что простые немцы думают по поводу подрыва “Северных потоков”?
FrankK
Что ж, воровство всегда требует изобретательности и, скажем так, “сопряжено с техническими сложностями”.
Stalker
Протофашистский киевский режим отступает в Донбассе, а его спонсоры повыдохлись.
Если западные правительства украдут российские государственные активы, им придется компенсировать своим компаниям гораздо больший объем частных средств, которые заморозит уже Россия, — в эту игру можно играть и вдвоем.
Тем скорее рухнет провальный европейский консенсус — особенно после сегодняшних выборов в Германии и вакуума правительства во Франции. Все это четкие предвестники окончательного раздела бывшей Украины. Хорошо, если бойня закончится, пока еще остались украинцы репродуктивного возраста, чтобы заселить остатки страны.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: