Первые дни сентября в нашей стране традиционно ознаменованы замечательным и светлым праздником — Днём знаний. Мы принципиально хотим обратить внимание на то, что это именно праздник. Масштабный и важный, который является неотъемлемой частью системы ценностей и культурного поля России. Является одной из традиций, о сбережении и культивировании которых сейчас так много у нас говорят.
Весьма примечательно поэтому, что глобалисты с набившего оскомину Запада пытаются «перепрошивать» нашу молодёжь даже в таких, казалось бы, мелочах, как праздник учащихся. К примеру, американский интернет-гигант «Гугл» в своих дудлах (то есть тематических открытках на фоне поисковой строки) регулярно и намеренно искажает название и суть российского праздника и почему-то поздравляет наших школьников с каким-то «первым учебным днём».
Впрочем, упомянутый поисковик и другие знаменательные для России даты предпочитает замыливать и не замечать. Скажем, День космонавтики 12 апреля. Зато с большим энтузиазмом продвигает западные памятные дни. К примеру, были дудлы, красочно вещавшие про европейского первопечатника Гутенберга. Вот только в стране, у которой есть Иван Фёдоров, такая открытка выглядит странно и противоестественно.
Иными словами, западные недруги в поте лица злодействуют и на духовном поприще, пытаясь проникнуть в самую суть нашей идентичности. Поэтому очень важно ценить и развивать такие традиционные праздники, как День знаний. Примечательно, что в последние годы президент 1 сентября проводит открытые уроки для российских школьников, посещает новые школы, то есть посвящает день празднику учащихся, закрепляя таким образом его статус и значимость.
* * *
Впрочем, сегодня мы бы хотели поговорить не про День знаний, а про русскую школу, раз уж есть к этому такой хороший повод. Дело ведь в том, что наша либеральная интеллигенция и доморощенные русофобы из столетия в столетие твердят о том, что государственные и общественные институты России в историческом разрезе всегда были якобы «жутко отсталыми». Мол, не было никакого образования на Руси, тьма, да и только. А в Российской империи все были поголовно безграмотными, так как школьное образование было очень дурно организовано. С университетами тоже беда. В общем, до светлоликой Европы (а это ведь несокрушимый и единственный эталон, правда?) очень далеко. Все же таланты и достижения объясняются исключительно Кулибиными, то есть самоделкиными и саморучками, эдакими примитивными и архаичными проявлениями человеческой природы. И всё, конечно, только вопреки неповоротливой, «отсталой» и тоталитарно-тиранической государственной машине.
Вот только правда заключается в том, что ни один талант невозможно развить и позволить ему плодоносить без должной организации определённых систем. Разумеется, прежде всего речь идёт о системе образования. Без неё (как и без смежных книжности, печатного дела, литературы и журналистики, науки) талантливый человек просто не найдёт точки приложения своему дару, равно как и не сможет элементарно обнаружить его в себе и, конечно, развить. Будьте уверены, что по Африке сегодня бегают сотни (а может, и тысячи) потенциальных Достоевских, но мы о них ничего не узнаем по понятным причинам.
Ведь недостаточно родиться Достоевским или Ломоносовым, нужно им стать. А вот для этого должна существовать (быть создана) определённая среда. К примеру, Михаил Васильевич Ломоносов является в нашей традиции примером таланта из народа, самородком. И он, конечно же, действительно подчёркивает и символизирует всю силу, красоту и даровитость русского крестьянства. Но нужно учитывать и возможности, позволившие ему реализоваться.
Во-первых, он с юности читал книги и именно таким образом пристрастился к знаниям. Это само по себе говорит о развитии грамотности и книжности на Русском Севере. Не будем забывать, что Соловецкий монастырь (где Ломоносов, кстати, бывал) был мощным культурным центром.
Во-вторых, все мы с детства знаем, что юный Михаил Васильевич отправился учиться в Москву. Проще говоря, ему было куда направиться для того, чтобы утолить свою жажду познаний.
Иными словами, в Российском государстве уже существовали определённые условия, которые позволяли реализовываться талантливым людям. Ведь Ломоносов приехал в Москву не по Красной площади гулять, он поступил в Славяно-греко-латинскую академию — один из первых общеизвестных православных университетов. А затем продолжил обучение в Петербургской Академии наук. То есть за плечами этого гениального русского человека стоит не только могучее северное крестьянство (хотя его сила и влияние в формировании этого великого характера несомненны), но и работающая государственная система образования.
И вот что мы выясним, если углубимся в вопрос: за плечами практически любой великой русской фамилии стоит какое-нибудь российское учебное заведение. Речь идёт о полноценной образовательной инфраструктуре, в том числе физической. Ведь разговор об образовании — это не только духовные и эфемерные мудрствования (которым так подвержена наша либеральная интеллигенция), это ещё и школьные здания, и корпуса университетов, и общежития. Всё это нужно было сооружать из огромного количества прозаического кирпича, дерева и песка. И всё это было необходимо для духовного развития. И всё это государство строило и возводило повсеместно по всей нашей огромной стране.
Но вернёмся для начала к именам. Вспомним, скажем, Александра Сергеевича Пушкина. Не просто поэта и писателя, но и издателя, основателя журнала «Современник», историка, реформатора русского литературного языка. Любой российский школьник вам скажет, какую роль в его жизни сыграл Царскосельский лицей, в котором он обучался с 1811 по 1817 год. А в придачу назовёт ещё целый ряд фамилий, связанных с лицеем: Кюхельбекер, Горчаков, Дельвиг и другие.
Царскосельский лицей являлся важным и удачным элементом в системе российского образования. Но, возможно, читатель возразит, что это элитное учебное заведение, одно на всю страну и т. п. А мы всё-таки говорим о целом механизме, что систематически ковал талантливых и умелых деятелей науки, культуры и технологий. Что ж, он существовал и развивался. Состояла кузница русского образования из гимназий, семинарий, разумеется, университетов и других учебных заведений. Гимназии и семинарии были практически в любом крупном городе России. География талантов является тому подтверждением.
Вот, к примеру, выдающийся русский физик и изобретатель радио Александр Степанович Попов. Величина, которая не нуждается в представлении. Но многие ли знают, что великий учёный школьное образование получил в Пермской духовной семинарии? Её же окончил и замечательный писатель Павел Бажов, в ней же учился Дмитрий Мамин-Сибиряк.
А вот отец телевидения Владимир Козьмич Зворыкин был выпускником Муромского реального училища и студентом знаменитого Технологического института в Санкт-Петербурге. Впрочем, всё же большинство «звёзд» подарили России семинарии и гимназии.
Например, лауреат Нобелевской премии 1904 года, физиолог мировой величины Иван Петрович Павлов (да-да, тот самый) являлся учеником Рязанской духовной семинарии. А вот выдающийся психиатр Владимир Бехтерев окончил Вятскую мужскую гимназию, в которой также учился Циолковский.
Величайший русский химик Дмитрий Иванович Менделеев получал школьное образование в Тобольской мужской гимназии (это в Сибири, на минуточку), а его учителем был прекрасный писатель, автор бессмертного «Конька-Горбунька» Пётр Ершов, который тоже был выпускником этой гимназии. К слову, директором гимназии одно время был отец Менделеева, замечательный педагог и деятель системы образования.
Легендарный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев учился в Тверской классической гимназии. Е. А. Болотов, А. Е. Арбузов, А. М. Бутлеров и Н. И. Лобачевский в разное время обучались в Казанской гимназии.
Разумеется, приведённые нами примеры являются лишь каплей в море, малой частью того, что за столетия сформировала и выковала для страны и мира русская школа. Обратим внимание и на то, что мы не указывали столичные — московские и петербургские — учебные заведения. Равно как и практически не затронули университеты, институты и духовные академии. А ведь все вместе они представляли (представляют и сейчас) грандиозную систему образования, что раскинулась от морей Атлантического океана до Тихого.
Широкая география, которую мы немного представили выше, является наглядным доказательством того, что школы по всей стране давали достаточно хорошее образование и действовали как единый механизм, объединяя воедино империю равным доступом к знаниям и наукам.
А ведь за каждой такой гимназией или семинарией стояло капитальное кирпичное здание (многие из них прекрасно сохранились до сих пор, во многих из них теперь корпуса университетов), обеспечение педагогами, книгами, питанием…
Таким образом, совершенно несправедливо забывать о роли государства в школьном деле, равно как и о роли русской школы как главной кузницы величия нашей страны.
Сергей Газетный,
Читайте нас: