Руководство Центрального банка Российской Федерации борется с инфляцией одним способом – повышает ключевую ставку выдачи своих кредитов коммерческим банкам, чтобы те в свою очередь давали деньги по еще большей цене, деньгооборот сокращался, спрос на товары и услуги падал, и цены не росли. Отечественные товары от этого дорожают: ведь кредит на их производство приходится возвращать из прибыли. Да и потребители действуют не всегда так, как мечтает ЦБ.
В июле на покупку автомобилей в РФ взяты в кредит сто девяносто семь миллиардов рублей – на пятьдесят семь процентов больше, чем год назад. Полная стоимость кредита превысила двадцать один процент. При обычном сроке погашения – пять лет – придется отдать двести шестьдесят четыре процента от исходно взятой суммы. Автоспрос поддерживают скидки от дилеров и субсидии автопроизводителей по кредитам.
Открытым текстом полагаю: значительная часть наших сограждан просто не может покупать все необходимое без кредитов, а потому вынуждена их брать в надежде отдать при улучшении обстоятельств. При этом задолженность в расчете на душу населения у нас составляет несравненно меньшую долю личного дохода, чем в Западной Европе, не говоря уж о Северной Америке. Вдобавок многие рассчитывают, что в ближайшем будущем подобных затрат не случится – например, тот же автомобиль мало кто покупает чаще раза в пять лет. Но жилье покупают еще реже – а тут кредитов стали брать и впрямь меньше.
В июле выдано двести девяносто два миллиарда рублей ипотечных займов —почти втрое меньше, чем в июне, и в два с небольшим раза меньше, чем в прошлом июле. Уже не половина, как в начале лета, а всего треть покупаемого жилья – в новостройках. Все это считают прежде всего следствием завершения программ льготной ипотеки.
Открытым текстом сообщаю: когда дорожает хлеб, его потребление растет – нехватку денег на остальную еду приходится возмещать тем же хлебом, ибо он все равно дешевле прочего съедобного. Спрос не всегда можно сократить. Снижать цены надо повышением предложения. А как сделать, чтобы кредиты на развитие производства не слишком задирали потребление – дело техники.