А. Лукашенко дал большое интервью телеканалу «Россия», где сделал ряд громких заявлений. Так, по словам Лукашенко, в случае агрессии против Белоруссии Россия введет на территорию страны свои подразделения. В то же время Лукашенко в очередной раз призвал к мирным переговорам с Украиной, заявив, что война не выгодна ни русским, ни белорусам, ни украинцам: «Давайте сядем за стол переговоров и закончим эту драчку. Она ни украинскому народу, ни россиянам, ни белорусам не нужна. Она нужна им. Я не могу привести эти факты, они абсолютно закрытые, где они в открытую говорят – высокопоставленные люди. Дословно: "Пусть бьют друг друга – украинцы, русские – пускай в этом котле все подохнут". Это высокопоставленные лица об этом говорят. Американского происхождения (чуть-чуть приоткрою вам). Это что, нормально? Они хотят, чтобы мы друг друга уничтожили».
Кроме того, по словам Лукашенко, ни Москва, ни Минск не заинтересованы в дополнительном растягивании линии фронта, которое случится, если Белоруссия окажется напрямую втянутой в конфликт.
Таким образом, Лукашенко подтвердил, что сценарий прямого участия Белоруссии в украинском конфликте является крайним. Его заявления прозвучали на фоне очередного дипломатического обострения с Киевом после инцидента с украинскими беспилотниками, нарушившими белорусское воздушное пространство.
Следует отметить, что вторжение в белорусское воздушное пространство произошло после того, как Лукашенко публично объявил об отводе части белорусских подразделений от украинской границы. Вскоре после этого началось украинское вторжение в Курскую область, и часть российских комментаторов связала это с событиями на белорусской границе, обвинив Минск в том, что его действия позволили Украине высвободить дополнительные силы для агрессии.
На самом деле, усиленный режим на белорусско-украинской границе сохраняется с 2022 г., и отведены были лишь подразделения, которые были выдвинуты для дополнительного усиления, когда появились сообщения о стягивании украинских формирований к белорусской границе. Кроме того, после инцидента с беспилотниками Белоруссия вновь заявила об усилении своей военной группировки на границе с Украиной. Тем не менее информационный эффект для Белоруссии получился не самый лучший, и интервью Лукашенко, очевидно, было призвано его сгладить.
Тем не менее слова Лукашенко вряд ли удовлетворят ту часть российской аудитории, которая ожидает от Белоруссии более деятельной поддержки России и подозревает Минск в двойной игре. Однако нужно понимать, что слова белорусского лидера отражают в первую очередь внутрибелорусскую повестку.
Почему Белоруссия настаивает на переговорах с Украиной?
О необходимости проведения переговоров для урегулирования украинского кризиса А. Лукашенко говорит далеко не впервые.
Очевидно, в Минске не рассматривают ликвидацию украинского государства как желательный сценарий. Вся риторика Лукашенко свидетельствует о том, что он хотел бы видеть Украину как дружественное или хотя бы нейтральное, но суверенное государство.
Белоруссия – постсоветское государство, которое рассматривает изменение геополитических реалий после распада СССР как нежелательный для себя прецедент.
Именно поэтому в Минске до сих пор воздерживаются от каких-то официальных комментариев по поводу присоединения к России пяти новых регионов, ранее входивших в состав Украины. При этом Белоруссия активно сотрудничает с новыми регионами и даже принимала у себя на отдых и оздоровление детей оттуда.
Над Белоруссией довлеет и опыт так называемых «минских соглашений», которые были расценены как успех белорусской дипломатии, способствовавший повышению международного престижа страны. Очевидно, в Минске хотели бы повторить этот успех и поучаствовать в послевоенном переустройстве Украины. Правда, как это сделать в нынешних обстоятельствах, представить довольно сложно. Ведь если в эпоху минских соглашений отношения между Белоруссией и Украиной были вполне рабочими, то сегодня они близки к враждебным и в Минске даже заявляют о возможном полном закрытии украинского посольства.
Свою лепту вносит и достаточно неопределенная позиция самой России. Тема переговоров периодически всплывает в российском информационном пространстве. Нет определенности и по поводу будущего украинской государственности за пределами уже присоединенных к России территорий. Очевидно, в Белоруссии все это также учитывают.
Фактор выборов
Миротворческою риторику Лукашенко следует также рассматривать в контексте президентских выборов, которые состоятся в Белоруссии в следующем году.
То, что страна, находящаяся в полукольце недружественных режимов, не ведет войну и живет мирной жизнью, Лукашенко считает своим важным политическим активом, и это не лишено оснований.
В белорусском обществе в отношении СВО и действий России на Украине существуют разные мнения. Каково соотношение сторонников и противников российской политики, сказать сложно в силу отсутствия достоверных социологических исследований. Можно лишь предполагать, что после того, как была прекращена работа прозападных националистических ресурсов, а наиболее активные и радикальные антироссийски настроенные граждане покинули страну, процент антироссийских настроений снизился.
Однако подавляющее большинство белорусских граждан рассматривают украинскую проблему как внешнюю по отношению к своей стране и не желают прямого вовлечения в конфликт. Поэтому политика Лукашенко, направленная на недопущение этого, находит широкую внутреннюю поддержку. Это также важно для понимания того, почему Белоруссия себя ведет именно так, а не иначе.
Читайте нас: