Нет сомнений, что нынешняя война среди многих украинцев породила ненависть к России и к русским. Ненависть – это эмоция, о которой обычно не говорят в приличном обществе и рассматривается как негативное и деструктивное явление.
Но в обществе, которое находится в состоянии войны, где на карту поставлено выживание нации, ненависть к врагу государством может оправдываться или даже поощряться. Мы привыкли считать ненависть чем-то, что присуще в первую очередь тоталитарным режимам, но и в США и в Британии во время обеих мировых войн ненависть к врагу присутствовала, хотя после победы многие считали это постыдной частью военного времени.
Ненависть часто коренится в страхах и является следствием прошлых обид, которые подпитывают нынешние и будущие конфликты. Россия давно сетует на то, что Запад виновен в «русофобии», а именно, нерациональном и беспочвенном страхе перед Россией. Марина Пименова из Университета Тампере объясняет, что у всех скандинавских соседей России есть особое слово для обозначения «боязни перед Россией», которое в прямом переводе не является «русофобией». По-шведски это rysskräck — слово впервые появилось в 1907 году. По-фински это venäjäpelko, или в просторечии ryssäpelko. В норвежском языке есть russerskrekk («русский террор») и russenangst («страх русских»).
Часто говорят что мы должны отличать российское государство от русского народа, и можно осуждать первое, не ненавидя второго. То же самое касается и русской культуры. Можно ненавидеть Путина, и все же любить Пушкина. На это украинцы отмечают, что Путин не мог бы вести эту войну, если бы не удалось мобилизовать российское общество. Опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян к войне либо безразличны, либо активно поддерживают нападение на Украину.
Это не значит, что каждый россиянин должен нести личную ответственность за войну. Многие выступают против, и в первые несколько недель после ее начала были арестованы около 20 000 протестующих. Сами украинцы осознают, что существенная часть солдат, защищающих Украину, являются русскоязычными или даже этнически русскими гражданами Украины.
С чем мы остаемся в итоге? В некотором смысле, у украинцев есть право ненавидеть русских, из-за постоянных нападений, в результате которых гибнут люди и уничтожается имущество. Однако ненависть – разрушительное и изматывающее чувство. Когда война закончится, украинцы смогут начать избавляться от бремени ненависти.
Питер Ратленд — профессор государственного управления Уэслианского университета и редактор академического журнала Nationalities Papers.
Читайте нас: