Недавние события в президентской кампании в США выдвигают на передний край вопрос о том, как разрешить войну на Украине.
И здесь ожидания России, несмотря на ее незаконное вторжение, тоже нужно принимать во внимание. Кремль изложил свои претензии в эссе 2021 года, предположительно написанном Владимиром Путиным: «Об историческом единстве русских и украинцев». Отбросив шаткие исторические претензии, мы получим традиционный набор геополитических проблем — территории, границы и меньшинства.
Снос русских памятников также вызывает глубокие споры. Вопрос о том, как помнить коммунистический период, это вопрос, с которым столкнулись многие восточноевропейские государства и нашли способы его решения. Будущее мирное соглашение могло бы разрядить эту напряженность, позволив отдельным сообществам на местном уровне решать, как они хотят помнить прошлое и как его чтить.
Вопрос языка
Задача того, как продвигать язык и культуру этнического большинства, уважая при этом этническое разнообразие, остается острым. И существует множество креативных способов ее решить.
Например, в XIX веке датско-немецкий конфликт из-за земли Шлезвиг-Гольштейн рассматривался как классический неразрешимый этнотерриториальный спор, который в итоге был решен с помощью модели нетерриториальной автономии.
Это означало, что два государства согласились уважать международную границу, но меньшинствам было предоставлено право использовать свои языки для образования, богослужений и культурной жизни. Эту модель можно было бы с пользой применить и на Украине.
Вопрос границ
Наконец, Россия оспаривает границы Украины, но ранее она неоднократно их признавала, и наиболее явно — в договоре 2003 года. С 1945 года в мире было менее десятка успешных примеров насильственного изменения границ, и ООН не может допустить такого прецедента.
Существует много способов решить эти проблемы. Одной из них является создание суверенных регионов, как например Аландские острова в Балтийском море. Исторически бывшие шведскими, после Первой мировой войны они стали финскими.
Теперь это демилитаризованная, самоуправляющаяся территория, которая находится под властью Финляндии, но управляет своими собственными внутренними делами. Такое решение можно было бы применить для восточных районов Украины.
Еще одним камнем преткновения, вероятно, станет Крым, который исторически был тесно связан с Россией. Эту проблему можно решить посредством «территориальной аренды», когда одно государство сдает землю в аренду другому. Украина могла бы сдать Крым в аренду России, при этом оба государства будут участвовать в его совместном управлении.
Российско-украинскую войну нельзя свести к какому-то одному фактору, например географическому. Мирное соглашение должно будет решить такие вопросы, как военные преступления, возмещение ущерба и возвращение похищенных. Также потребуются новые геополитические механизмы, гарантирующие безопасность как России, так и Украины.
Но географические вопросы необходимо решать как шаги на пути к урегулированию. Хорошая новость в том, что во всем мире существует множество успешных примеров, показывающих, как это можно сделать.
Читайте нас: