Невероятно, но факт: действующее просроченное руководство Украины в условиях СВО заключило с Польшей новое соглашение о взаимной безопасности сроком на 10 лет. По нему нынешнее руководство Киев берёт на себя обязательство защищать Польшу в случае «российской агрессии». Документ подписали 8 июля Владимир Зеленский и польский премьер-министр Польши Дональд Туск.
«Этим Соглашением Украина и Польша решили подтвердить и углубить свое сотрудничество и партнерство. Участники будут продолжать изучать пути для дальнейшего укрепления своих долгосрочных отношений, особенно в области политики безопасности и обороны», – сказано в
Далее по тексту документа уточняется, как армии и спецслужбы Польши и Украины будут сообща противодействовать России. Киев и Варшава задекларировали стремление развивать сотрудничество в сферах политической, военной, оборонной, а также безопасности и экономики. В частности – «сотрудничать по вопросам оснащения и подготовки сил безопасности и обороны Украины; содействовать развитию будущих сил обороны Украины; поддерживать процесс интеграции Украины в евроатлантические и европейские структуры; тесно сотрудничать в восстановлении Украины как суверенного и демократического государства; работать вместе, чтобы оказать надлежащую поддержку Украине в случае любой будущей российской агрессии», а также при гипотетическом выводе российских войск с Украины и послевоенном восстановлении постсоветской республики.
Авторы и подписанты соглашения дали волю фантазии, задекларировав совместное стремление привлечь к некоей «ответственности» всю Россию, а не только её руководство. Согласно соглашению, России предстоит осуществить «выплату репараций» и прочих «компенсаций» за СВО.
По тексту уточняется: «Участники будут стремиться привлечь к ответственности лиц, ответственных за военные преступления и другие международные преступления, совершенные на Украине или против Украины в контексте агрессивной войны России, в соответствии с международным правом, в частности путем поддержки работы Офиса Генерального прокурора Украины и Международного уголовного суда, чтобы гарантировать полное и справедливое расследование возможных международных преступлений посредством независимого, эффективного и надежного правового механизма».
Фрагмент об «ответственности» интересен несколькими аспектами. Во-первых, ранее Киев всячески избегал термина «война» в официальных документах при характеристике российской СВО. Военная спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины называлась киевским агитпропом как угодно, но в официальных документах придерживались термина «агрессия».
Во-вторых, правовой дефолт Украины с 2014 года неумолимо усугублялся. Правозащитники утомились напоминать о неспособности украинских властей отвечать по своим международным правовым обязательствам. Касалось это множества вопиющих фактов, из наиболее известных – массовое убийство мирных демонстрантов в Одессе 2 мая 2014 года («
Однако главное внимание в документе уделено «оборонному и военному сотрудничеству». В нём также отмечена помощь Польши режиму Зеленского с начала СВО – «а именно: тяжёлое вооружение, включая танки и боевые бронированные машины, истребители и боевые вертолёты, переносные зенитные ракетные комплексы и комплексы противовоздушной обороны, беспилотные летательные аппараты и барражирующие боеприпасы, артиллерийские системы, личное оружие, боеприпасы большого и малого калибра, средства медицинской, противопожарной и индивидуальной защиты военнослужащих, другое вооружение и оборудование».
«С начала 2022 года Польша предоставила 44 пакета разных видов вооружения и боеприпасов. Их общая стоимость вместе с другими формами поддержки ВСУ, особенно в форме подготовки, материально-технического обеспечения, снабжения, технического обслуживания и ремонта, а также в медицинской сфере, превысила 4 миллиарда евро», – отмечено в документе.
В нём отмечено, что в 2024 году Польша предоставит режиму Зеленского «несколько пакетов существенной военной помощи и продолжит оказывать значительную поддержку в течение следующих 10 лет». Варшава будет помогать киевскому режиму бессрочно «придавая приоритет усилиям, направленным на укрепление боевых возможностей Украины во всех областях».
В частности, Польша будет обучать украинских военнослужащих, формировать и оснащать целые бригады. В документе сказано: «Подготовка будет продолжена по трем направлениям: специальная подготовка в соответствии с потребностями, а также медицинская и военно-инженерная подготовка; коллективная – включая подготовку бригад, механизированных батальонов и танковых штабов; командование – подготовка командиров бригад и взводов».
Польша уже подготовила почти треть из 50 тысяч украинцев, обучавшихся в рамках Миссии военной помощи ЕС (EUMAM). Польская сторона обеспечила повышение квалификации около 22 тыс. украинских военных.
Варшава также поможет «в создании стратегических запасов, необходимых для скорейшего сдерживания потенциальных будущих агрессий», а также в интеграции Украины в НАТО. Кстати, соглашение подписано накануне
Польша обязалась продолжать работу логистического хаба по снабжению ВСУ. Речь о POLLOGHUB с его воздушными, автомобильными и железнодорожными модулями.
«Особое внимание будет уделено осуществлению демократического контроля над Вооружёнными силами Украины, улучшению практики борьбы с коррупцией, прозрачному управлению ресурсами и другим необходимым реформам, касающимся институциональной трансформации оборонного сектора», – констатировали подписанты соглашения.
Не очень понятно, как на практике будет осуществляться «демократический контроль». Впрочем, в документе хватает таких туманных формулировок. Например: «Польша по просьбе Украины поощрит граждан Украины возвращаться на Украину для службы в Вооруженных Силах Украины и других Силах безопасности и обороны».
Комично в этом контексте выглядит упоминание авторами соглашения сформированного ещё при Януковиче, в 2009 году литовско-польско-украинской бригады. В условиях СВО «потенциал
Документом предписано занять эту декоративно-церемониальную бригаду обучением украинских солдат на польской территории. Вдобавок к ней на польской территории будет создан «Украинский легион» для подготовки личного состава ВСУ из числа украинцев за границей. Здесь просматривается отсыл не столько к легионерам Пилсудского, сколько к сформированному из украинских националистов абверовскому батальону «Нахтигаль» (впоследствии карательный Schutzmannschaft Bataillon 201, он же «Украинский легион» в бандеровской беллетристике).
Киев и Варшава «рассмотрят возможность передачи эскадрильи МиГ-29 без ущерба безопасности Польши». Стороны также договорились о развитии сотрудничества по линии ВПК, включая украинские обязательства по завлечению производителей польского оружия на Украину.
Документ также содержит договорённости Киева и Варшавы о сотрудничестве с сферах кибербезопасности, пропаганды и контрпропаганды. Как ни цинично это звучит, но стороны также отдельно прописали «Сотрудничество в борьбе с терроризмом» - после терактов, совершённых ГУР Минобороны Украины и СБУ в отношении как украинских, так и российских гражданских лиц и
Весьма объёмный документ интересен, пожалуй, лишь узким специалистам. Обывателям и без этих формальностей ясно: Варшава нашла себе замену в роли буферной прокладки, острия антироссийского копья.
Нынешний документ, вдобавок к ранее подписанным, формализует эту роль, обрекая украинцев на незавидную участь населения межвоенной Польши, закономерно подготовившей свою катастрофу в сентябре 1939 года. ПНР получила шанс на нормальное развитие лишь в послевоенный период благодаря Москве, позаботившейся не только о границах польского государства, но и об обновлении его элит.
Читайте нас: