Похоже, перманентная военно-политическая
Примечательно, что с начала июня с. г. офис Неистового Биби Нетаньяху
Тем временем управляющая трубопроводом Эйлат – Ашкелон государственная компания Europe Asia Pipeline Co. (EAPC) стремится увеличить объёмы нефти, транспортируемой через южный израильский порт на Красном море. С этой целью ЕAPC «планирует увеличивать количество нефтеналивных танкеров, пришвартуемых в этом порту, с целью укрепления энергетической безопасности на фоне эскалации региональных конфликтов», что поддерживается правительством Нетаньяху.
Но планы EAPC, поддерживаемые властями, пока сталкиваются с сопротивлением природоохранных органов и местных экоактивистов, поскольку хорошо известно, что нефтяной порт в Эйлате соседствует с курортами и пляжами, а сам нефтепровод проложен в экологически хрупком регионе, однако пока исправно работает.
В начале мая «Исламское сопротивление Ирака» объявило о нанесении по Эйлату и Ашкелону ударами беспилотников «в поддержку народа в Газе и в ответ на массовые убийства, совершаемые в отношении мирных палестинцев, включая детей, женщин и пожилых людей». Обстрел 11 мая уже из Газы привёл к аварии на нефтепроводе Эйлат – Ашкелон в Израиле,
Интерес Тель-Авива к транзиту энергетических ресурсов по-прежнему очевиден и в отношении Ливана. Речь идёт о давнем стремлении
По информации израильских источников, в ночь на 19 июня с. г. командование ЦАХАЛ
В канун утверждения этого плана министр иностранных дел Исраэль Кац также предупредил о принятии в ближайшем будущем решения «о начале полномасштабной войны» против "Хизбаллы", несмотря на растущее давление со стороны Белого дома. Согласно замыслам стратегов ЦАХАЛ, в тотальной войне боевое крыло ливанских шиитов должно быть уничтожено, а сам Ливан серьёзно пострадает. Израилю придется заплатить цену на фронте и в тылу, однако «всей мощью армии мы восстановим безопасность жителей нашего Севера», заявил министр на своей странице в Х.
Под израильским Севером имеется в виду обширный регион
Как известно, к израильскому порту Хайфа еще в 1930-х г. из Иракского Курдистана британцами был проложен нефтепровод через Сирию и Трансиорданию (соответственно, французский протекторат в 1919-43 гг. и британский протекторат в 1919-46 гг.). В период арабо-израильской конфронтации, т. е. с конца 1940-х годов, эта артерия работала периодически и не более чем на четверть своей мощности. Но поныне появляется
Немаловажно и то, что азербайджанская и казахстанская нефть течёт бесперебойно через Турцию в Израиль, удовлетворяя, согласно имеющимся оценкам, до 40% его потребностей. Частично то же сырье экспортируется в другие страны через Джейхан, затем морем до Ашкелона и далее реверсом по тому же трубопроводу Ашкелон – Эйлат. Требования немалой части турецкого общества пресечь помощь «сионистскому режиму», распространив объявленные правительством Эрдогана антиизраильские санкции и на транзит нефти, недавно вылились в шумные акции протеста и нападения на офис азербайджанской нефтяной компании SOCAR в Стамбуле.
Может ли Турция остановить транспортировку нефти в Израиль? Теоретически да, но ценой весьма высоких издержек. По мнению депутата от оппозиционной НРП, бывшего посла Турции в США и Израиле Намика Тана, «это невозможно ни с политической точки зрения, ни с точки зрения контракта». Примерно такого же мнения придерживается отставной турецкий дипломат и председатель прописанного в Лондоне Босфорского энергетического клуба Мехмет Огутуджу: «Закрытие трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан не только нанесет ущерб нашим коммерческим интересам, но и подорвало бы отношения с Азербайджаном».
Статья 5 подписанного 17 октября 2000 года между правительством Азербайджана, SOCAR и семью нефтяными компаниями (включая British Petroleum и турецкую государственную нефтяную компанию Turkish Petroleum) соглашения запрещает любой из договаривающихся сторон «препятствовать свободе транзита» нефти по территории, через которые проходит трубопровод, под риском судебных разбирательств. Следовательно, в случае нарушения Турцией соглашения, Баку теоретически мог бы подать против неё иск в международный арбитражный суд, примерно по той же схеме, как это сделал Багдад, возражающий против того, что Анкара позволяет Курдскому региональному правительству в Эрбиле продавать добываемую в северном регионе Ирака нефть через специально построенный трубопровод, который также идет в Джейхан и большая часть которой поступает в Израиль. В марте 2023 года, когда базирующаяся в Париже Международная торговая палата оштрафовала турецкое правительство на 1,5 миллиарда долларов по иску Багдада, после чего транзит был временно прекращён. Хорошо известны тесные стратегические связи между Израилем и Азербайджаном, равно как и закулисные контакты Западного Иерусалима с некоторыми столицами нефтеносных монархий Персидского залива. Как
На заглавном фото: нефтяной терминал в Эйлате
Читайте нас: