В две тысячи шестом году австралийский публицист Джулиан Пол Джонович Шиптон (по отчиму Джулиан Пол Бреттович Ассанж) организовал сайт публикации утечек секретных сведений WikiLeaks. В две тысячи десятом в Швеции обвинили Ассанжа в действиях, там (но больше нигде) считающихся изнасилованием. Через два года он на семь лет укрылся в лондонском посольстве Эквадора. Его банковские счета заблокировали по требованию Соединённых Государств Америки. Те обвинили Ассанжа в шпионаже. Когда в Эквадоре сменился президент, Ассанжа выдали Британии. Пять лет юристы спорили, передавать ли его в СГА. Там его по сумме обвинений могли приговорить на сто семьдесят пять лет тюрьмы.
Ассанжа специальным рейсом из Лондона привезли на Сайпан – один из Северных Марианских островов, контролируемых СГА. Двадцать шестого июня в местном суде он признал себя виновным в одном из восемнадцати обвинений, приговорен к сроку, уже отбытому в лондонской тюрьме, и сразу улетел в родную Австралию.
Открытым текстом уверен: идея сделок с правосудием – признания части обвинений в обмен на отмену остальных – приводит к выдвижению множества обвинений, в том числе явно надуманных, ради давления на подозреваемых. В данном же случае жертвой пала сама правда.
Подполковник СГА в отставке Расмуссен отметил: "Это посылает тревожный сигнал журналистам от американского правительства: если вы попытаетесь разоблачить нашу ложь, разоблачить то, что мы совершили, мы придем за вами, где бы вы ни находились, независимо от того, гражданин ли вы СГА или журналист другой страны".
Открытым текстом отмечаю: группы борцов за самого Ассанжа и за его дело не совпадали.
В феврале нижняя палата и правительство Австралии призвали освободить Ассанжа и вернуть его на родину. В апреле Байден заявил, что рассматривает призыв.
Ходит слух, что ради освобождения Ассанж не только признал вину, но и уничтожил переданную ему кем-то из аппарата штаба демократической партии СГА копию громадного архива переписки. Открытым текстом надеюсь: архив еще всплывет в стране, откуда в СГА не выдают. Например, в Российской Федерации. Тайные преступления рано или поздно становятся явными.