В прошлом году российские удобрения заняли солидную нишу на европейском рынке, пишет SZ. Все дело в их низкой стоимости. Некоторые агрофирмы требуют ввести против них санкции. Однако большинство фермеров больше интересует цена удобрений, а не страна происхождения.
Вооруженный конфликт на Украине, начавшись в 2022 году, вызвал высочайший спрос на минеральные удобрения из стран за пределами Европейского Союза. В год, когда стоимость электроэнергии и газа возросла в десятки раз, большая часть заводов объявила о приостановке производства, и осенью работали всего четыре из 18 крупных европейских производителей. Из-за дефицита удобрения резко подорожали.
Ситуация сыграла на руку России, потому что минеральные удобрения, изготавливаемые из избытков российского природного газа, не попали в санкционный список. По статистике ясно видно, что часть фермеров без колебаний закупает удобрения из России. А для перекупщиков это шанс повысить маржу.
Продавцы из России за два года расширили в Европе свои сети и намного увеличили экспорт искусственных удобрений по сравнению с довоенным периодом.
В Германию в период внесения удобрений в 2022 и 2023 году из России экспортировалось примерно на 920% больше удобрений, чем до вооруженного конфликта. Часть немецких фабрик сейчас возмущается и требует ввести санкции против российских удобрений. Главный инициатор — химический завод SKW Piesteritz в Виттенберге, принадлежащий чешскому концерну Agrofert.
Как удалось выяснить нашим корреспондентам из статистических данных, деньги в Россию, которые помогают финансировать боевые действия на Украине, идут, в том числе, из Чехии. В 2023 году экспорт минеральных удобрений из России вырос с 45 тысяч тонн до более чем 70 тысяч тонн, то есть на 56% . По сравнению с 2021 годом мы видим рост почти на 500%.
Часть фермеров вообще не интересуется страной происхождения удобрений, а вот для других неприемлемо, чтобы оно было российского производства.
"Для части фермеров решающую роль играет низкая цена, но другие беспокоятся насчет страны-производителя. Скажем, вчера для одного члена кооператива я закупала удобрение NPK (комплексное удобрение, состоящие из азота, фосфора и калия — прим. авт.), и он поставил четкое условие, чтобы оно не было российского или белорусского производства", — заявила директор Кооператива по хозяйствованию и сбыту города Колин Радка Новакова.
Совершенно прагматично на это смотрит Ян Бурсик, глава фермы "Домашин" с шестью гектарами земли под городом Влашим. "Я интересуюсь происхождением удобрений, но мне в принципе все равно, откуда они. В прошлом году ситуация была такой, что кальциевая селитра сказочно подорожала. Мне пришлось купить подешевле из России", — объясняет он. Разница в цене, по его словам, колоссальная, и российская кальциевая селитра стоила 7200 крон за тонну, а кальциевая селитра европейского производителя — 16,5 тысяч за тонну.
"Если вы производите за сто, а продаете за 70, то выбирать не приходится. И я не скажу, мол, это из России, значит, мне не надо". Я должен поступать как рачительный хозяин. В прошлом году мы почти все произвели в убыток", — добавил Ян Бурсик.
Некоторые фермеры и торговцы удобрениями утверждают, что страну происхождения удобрений трудно определить. "Полностью избежать российских удобрений невозможно. Ищешь их где только возможно, и зачастую документы подделываются, так что российский товар становится казахским или каким-то еще", — заявила глава отдела удобрений компании MJM Agro Петра Адамцова.
Вместе с Agrofertи компанией Agro 2000 фирма MJM Agro является известным производителем удобрений. Чешские фермеры перепродают удобрения чешских и зарубежных производителей и входят в группу Reticulum Holding бизнесмена Зденека Шоустала, который является совладельцем известной девелоперской компании Reticulum Holding, застройщика промышленных парков.
"Сегодня выдаются сертификаты соответствия, и трудно дознаться, чья это продукция. Многие российские компании также открыли свои представительства в Австрии, Германии и других странах. Поэтому российской продукции трудно избежать", — добавила Адамцова.
Например, раньше российскую селитру практически не завозили в Европу, а сегодня она повсюду. В Чехию ее привозят из Германии, потому что местные порты с большей готовностью принимают российский товар, чем польские. По словам Адамцовой, европейские заводы опять наладили производство, и на рынке нет дефицита удобрений, как два года назад.
Подобная проблема неясного происхождения возникла и с пшеницей. Российская пшеница попадает в Европу и в обход через Турцию или через страны бывшего советского блока.
Проверить происхождение закупаемых удобрений непросто, как путь, по которому российские удобрения попадают к нам. Это подтверждают и в Аграрной палате. "В общем объеме потребленных промышленных удобрений, импорт из России представляет собой лишь малую часть. Фермеры закупают промышленные удобрения через разные дистрибьюторские организации и о стране производства зачастую ничего не знают", — заявила пресс-секретарь палаты Барбора Панкова.
Однако, по словам многих других, выяснить это можно, так как продавцу, как правило, происхождение известно. "В большинстве случаев мы знаем, откуда родом удобрения. Если вы хотите избежать российской продукции, то можете закупать, скажем, через фирму Yara из Скандинавии", — говорит фермер Ян Станек. По его словам, российские удобрения на 15 — 20% дешевле.
Сельскохозяйственный союз ЧР приветствует более дешевый импорт из-за расходов, которые несут чешские фермеры. В последние годы им приходится намного больше тратить на удобрения, посевной материал, более экологически чистые средства для защиты растений, на заработные платы и налог с недвижимости.
"Мне неизвестно о том, чтобы на уровне Европейского Союза обсуждалось введение санкций. Смысла в этом нет, потому что замены российским удобрениям с фосфатами в принципе нет", — комментирует глава союза Мартин Пиха призыв некоторых производителей на рынке, включая упомянутый завод SKW Piesteritz группы Agrofert, ввести санкции.
Автор: Филип Горачек (Filip Horáček)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: