Все больше стран Азии хотят вступить в БРИКС, сообщает Bloomberg. Эта тенденция свидетельствует о разочаровании международным порядком под руководством США. А кроме того подчеркивает провал попыток Запада изолировать Россию и Китай.
Филип Хейманс (Philip Heijmans)
Когда президент России Владимир Путин и премьер-министр Китая Ли Цян на этой неделе завершили свои встречи в Юго-Восточной Азии, партнеры по экономическому блоку БРИКС увидели массу желающих присоединиться к блоку, который многим видится защитой от институтов под началом Запада.
В интервью китайским СМИ накануне визита Ли в Малайзию премьер-министр страны Анвар Ибрагим заявил о намерении подать заявку в блок, который только в этом году увеличился вдвое, привлекая все больше стран Глобального Юга и предлагая не только финансирование, но и политическую поддержку, неподвластную влиянию Вашингтона.
Таиланд — союзник США, чьи отношения скреплены договором — в прошлом месяце также объявил о заявке на вступление в БРИКС (названную в честь изначальных членов — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР). “Блок представляет собой структуру сотрудничества по принципу “Юг-Юг”, частью которой Таиланд давно хотел стать”, — заявил журналистам на прошлой неделе министр иностранных дел Марис Сангиампонгса.
Для стран, стремящихся смягчить экономические риски ужесточившейся конкуренции между США и Китаем, членство в БРИКС — попытка снять хотя бы часть этой напряженности. Но это еще и способ просигналить о растущем разочаровании международным порядком под руководством США и ключевыми институтами, которые остаются под твердым контролем западных держав, включая Всемирный банк и Международный валютный фонд.
“Некоторые из нас, и я в том числе, считают, что нам необходимо найти решения против несправедливой международной финансовой и экономической архитектуры, — заявил в интервью бывший министр иностранных дел Малайзии Сайфуддин Абдулла. — Так что БРИКС наверняка станет одним из способов уравновесить некоторые вещи”.
Для Путина и Си столь широкий интерес к БРИКС — знак успешного противодействия попыткам США и союзников изолировать их из-за боевых действий на Украине и военных угроз Тайваню, Филиппинам, Южной Корее и Японии. Лидер Украины Владимир Зеленский тщетно пытался убедить азиатские страны поддержать его мирный саммит в Швейцарии в начале этого месяца, а Путин на этой неделе подписал оборонный пакт с Северной Кореей, предупредив, что считает себя вправе вооружать противников США по всему миру.
В январе этого года клуб, долгие годы насчитывавший всего пять членов, расширился до девяти, включив в свой состав Саудовскую Аравию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Эфиопию и Египет. Во многом это была инициатива Китая, который пытается упрочить свое влияние на мировой арене.
Еще одна страна Юго-Восточной Азии, Индонезия, в прошлом году считалась одним из главных фаворитов на вступление, однако президент Джоко Видодо заявил, что не будет торопиться с решением.
При этом интерес к членству сохраняется. Вопреки попыткам США и Европы помешать странам иметь дело с Москвой, представители 12 стран, не входящих в блок, появились на Диалоге БРИКС, состоявшемся в России в этом месяце. В их число вошли давние враги США, такие как Куба и Венесуэла, а также такие страны, как Турция, Лаос, Бангладеш, Шри-Ланка и Казахстан.
Также присутствовал Вьетнам, который в прошлом году улучшил отношения с Вашингтоном и считается противовесом растущему влиянию Пекина в регионе. Ханой следит за развитием блока “с пристальным интересом”, как заявила в прошлом месяце государственная телекомпания “Голос Вьетнама”.
“Вьетнам всегда готов участвовать и вносить активный вклад в глобальные и региональные многосторонние механизмы”, — заявила тогда официальный представитель министерства иностранных дел Фам Тху Ханг.
А уже на этой неделе Вьетнам приветствовал российского лидера, несмотря на решительные возражения со стороны США на том основании, что ни одна страна не должна предоставлять Путину платформу для пропаганды его конфликта на Украине. Связи Вьетнама и России восходят еще к временам холодной войны и советской эпохе.
В совместном заявлении, опубликованном по итогам переговоров, Россия приветствовала участие Вьетнама в диалоге в начале этого месяца и заявила о намерении “продолжать укреплять связи между странами БРИКС и развивающимися странами, включая Вьетнам”.
Был ли БРИКС темой на закрытых переговорах Путина во Вьетнаме, неясно, однако страны пообещали активизировать оборонное и энергетическое сотрудничество.
Одновременно китайский лидер Ли воспользовался поездкой в Малайзию для углубления торгово-экономических связей и продвижения крупных инфраструктурных проектов.
Громоздкий альянс
После расширения этого года БРИКС планирует пригласить сторонние государства на свой следующий саммит, который состоится в Казани в октябре. Это мероприятие дает Москве шанс продемонстрировать миру, что западное осуждение спецоперации на Украине не привело к полной изоляции.
“Ни для кого не секрет, что Вашингтон не больно-то любит БРИКС, особенно учитывая членство Ирана и России”, — признал бывший посол США в Индонезии и Мьянме, и при Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Скот Марсиэл.
В то же время, говорит он, чем шире становится блок, тем меньше вероятность прийти к консенсусу по ключевым вопросам. “Уверен, что Вашингтон отнюдь не рукоплещет решению Таиланда и Малайзии присоединиться, но не думаю, что это вызовет серьезную изжогу”.
Чиновники Госдепартамента США на запрос о комментариях не откликнулись.
При этом потенциальные выгоды от присоединения к БРИКС не ограничиваются одной геополитикой.
33 миллиарда долларов
Члены блока договорились объединить валютные резервы на сумму 100 миллиардов долларов и предоставлять их друг другу взаймы в чрезвычайных ситуациях. Группа также основала созданный по образцу Всемирного банка Новый банк развития, который с начала своей деятельности в 2015 году уже одобрил кредиты на сумму почти 33 миллиарда долларов — в основном для проектов водоснабжения, транспорта и других инфраструктурных начинаний.
Этот фонд коллективного инвестирования будет весьма полезен в Юго-Восточной Азии, где официальное финансирование развития в 2022 году сократилось до минимума в 26 миллиардов долларов, как явствует из доклада Сиднейского Института Лоуи.
Еще одно преимущество членства, по словам бывшего министра иностранных дел Малайзии Сайфуддина Абдуллы, — это въевшаяся неприязнь к таким институтам, как МВФ. В свое время он внедрял меры жесткой экономии, усугубившие, как считают многие, экономические трудности, обрушившиеся на регион после азиатского финансового кризиса в конце 1990-х.
Между тем Вашингтон тоже не сидит на месте. Он углубил по всему региону связи в области безопасности (включая борьбу с терроризмом), особенно с такими странами, как Вьетнам и Филиппины, которых все больше тревожат споры с Пекином в Южно-Китайском море. Но поскольку соперничество великих держав усиливается по всем направлениям, зреет понимание того, что региону необходимо подстраховаться.
“У небольших стран сужается пространство для маневра, — сказал в интервью бывший генеральный секретарь АСЕАН Он Кен Ён. – Присоединяясь к таким организациям, как БРИКС, они сигнализируют о том, что настроены дружественно ко всем сторонам, а не только к США и союзникам”.
Статья написана при участии Томаса Катти Абрахама
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: