Во времена правления Ельцина боевые пловцы были обязаны выполнять множество «непрофильных» операций. Одним из таких примеров можно привести случай 1996 года. Тогда в полном боевом снаряжении их перебросили в село Первомайское, находящееся в руках чеченских боевиков. Подобная идея использовать этих профессионалов как сухопутную штурмовую группу могло прийти в голову только Ельцину. К большому счастью, в военных кругах, которые отвечали за штурм населенного пункта, поняли, что их использовать в операции нельзя.
Еще одни «непрофильный» случай произошел во время путешествия Ельцина по реке Енисей. Тогда спецназовцам пришлось вылавливать из реки пресс-секретаря президента Вячеслава Костикова, которого выкинули за борт по приказу уже «готового» Ельцина.
Но отличиться по-настоящему они тоже смогли. В 1994 году, когда приехала королева Великобритании в Санкт-Петербург, сопровождавшие ее британские боевые пловцы отказались патрулировать акваторию Финского залива. Это было связано с низкой температурой воды, которая была равна +2С. «Спецы» боялись переохлаждения. Несмотря на это, наши ребята выполнили задание, пробыв в воде более полутора часов.
С водолазами Великобритании связан еще один случай. Произошел он в далеком 1956 году у пирса города Портсмут во время визита Хрущева. На пирсе отшвартовался советский крейсер «Орджоникидзе». Там была вся советская элита. 19 апреля вахтенным матросом с эсминца «Смотрящий», который сопровождал делегацию, была замечена голова, обтянутая водолазной маской. Этот инцидент доложили «наверх», но ни премьер-министр Великобритании, ни начальник военно-морской базы не могли дать четкого ответа.
Все бы и осталось незамеченным, если бы через неделю после отхода советской делегации из Британии журналисты не сделали шокирующее заявление. Они написали, что в гавани, где стояли советские корабли, был найден обезглавленный труп в водолазном костюме. Как позже было установлено, тело принадлежало капитану королевского флота Лионеллу Бастеру – лучшему английскому боевому пловцу периода Второй мировой войны, который был всем известен по кличке «Краб». О нем слагали легенды. Самая известная из них рассказывает, как «Краб» в одиночестве противостоял трем итальянским боевым пловцам. По рассказу «Краб» убил двух водолазов, а третьего взял в плен.
Опознание тела проводил его ближайший соратник по службе Сидней Ноулс. По официальной версии Бастер получил задание британской разведки МИ-5, в ходе которой он должен был изучить конструкцию винта крейсера «Орджоникидзе». Эта конструкция очень интересовала британских инженеров. Существует две версии его гибели. В первом случае смерть могла наступить в результате проворота винта корабля, а во втором случае он погиб от рук советских боевых пловцов, которые охраняли корабли. Вторая версия более реалистична, нежели первая.
Есть еще одна малоизвестная версия. Дело в том, что кроме главного секретаря ЦК КПСС Хрущева и другой свиты на крейсере находились два крупных ученых СССР – академик Курчатов и конструктор Туполев. Один занимался созданием советской атомной бомбы, а второй разрабатывал самолеты, которые должны были эти бомбы доставлять противнику.
Зачем Никита Сергеевич взял их с собой, неизвестно. Ведь оба разработчика были совершенно «невыездными» из страны. Некоторые эксперты считают, что Хрущев таким образом хотел показать мощь советской науки, а некоторые считают, что он хотел показать, что идет в разрез с политикой Сталина «Железный занавес». В независимости от того, что хотел представить генсек, он подставлял советскую науку под «нож» британских спецслужб. Англичане понимали, какая перспектива перед ними открывается. Ведь одним махом можно уничтожить не только «главного» СССР, но и передовиков отечественной науки. Для того, чтобы воплотить это в жизнь, взрыв не нужно было проводить прямо в порту, стоило на днище прикрепить магнитную мину с часовым механизмом и все это сделать в открытом море. Трагедию можно было списать на немецкую мину времен войны, которую не вытралили в море. По этой версии советские пловцы и застали «Краба» в период минирования и передали английской стороне. Те, в свою очередь, избавились от много знающего капитана и расправились с ним, выставив все как несчастный случай.
В 90-х годах появилась еще одна версия. Товарищ, который опознал тело Бастера, Сидней Ноулс написал статью. В ней он рассказал, что еще в 40-х годах «Краб» был завербован советскими спецслужбами и несколько лет работал на них. Эта версия совпадает еще с одним расследованием британского журналиста, который опубликовал снимки советских моряков, на одной из которых и узнали Бастера. Что касается крейсера, то это был удобный случай, чтобы переправиться в Советский Союз.
Автор: Александр Волков
Читайте нас: