Лента новостей

07:45
Первые F-16 прибывают на Украину, но это не wunderwaffe и не стоит «ожидать многого»
05:34
Пан Твардовский. Весёлый шляхтич-чернокнижник, едва не обманувший дьявола
01:35
Токио угрожает России «заплатить высокую цену» за стремление обезопаситься от НАТО
01:01
Токио угрожает России «заплатить высокую цену» за стремление обезопасить от НАТО свою страну
00:30
Замутила бойню Галиция — умирать должны схидняки
22:13
Молился ли Байден за своего заклятого друга?
19:30
Мобилизация на Украине привела к росту теневого рынка труда
19:24
Пейзаж накануне III Пленума ЦК компартии Китая
19:21
В Демпартии отказались снимать Байдена с выборов после нападения на Трампа
19:20
В Китае начали продавать футболки с Трампом после покушения
18:48
Пейзаж накануне третьего пленума ЦК компартии Китая
18:46
Три стадии украинского конфликта
18:44
В машине ранившего Трампа стрелка Крукса нашли взрывчатку
18:17
Ровенский волонтер Александр Мандыгра возмутился, что его мобилизуют
18:09
Кейт Миддлтон впервые за месяц появилась на публике на финале Уимблдона
17:16
Вучич выявил разработанную соседними странами схему уничтожения Сербии
16:35
Фитнес-тренера, обматерившего украинских военных, отдали на расправу «азовцам»
16:27
Фотограф NYT Миллс заснял летящую в миллиметрах от головы Трампа пулю
16:00
Забудьте: численность населения Украины уже никогда не составит 52 млн человек — демограф
14:53
ВСУшникам прикрыли копчик и пах чудо-бронежилетом
14:46
Извини, Америка, но эпоха F-16 уже подходит к концу
14:18
Сырский поддерживает прекращение огня и не верит в победу Киева — Безуглая
14:10
Маск заявил о двух попытках покушения на него за последние 8 месяцев
13:43
Время стихийных бунтов и тотальных репрессий: Банковая загоняет себя в политический тупик
13:35
Республиканцы обвинили Байдена в подготовке покушения на Трампа
13:07
На Украине утвердили дизайн могил для ВСУшников — калька американского военного кладбища в Арлингтоне
12:33
Песков предупредил о зеркальном ответе РФ на размещение США дальнобойных ракет в Европе
12:32
Буданов признался в попытках покушения на Путина
12:25
Обещанного НАТО не хватит на контрнаступление ВСУ в этом году
12:23
Очевидцы покушения на Трампа пожаловались на службы безопасности
12:22
Политолог Минченко заявил о повышении шансов Трампа выиграть выборы после покушения
11:18
Мигранты убили арматурой мужчину в подмосковном Жуковском (ФОТО, ВИДЕО)
11:16
Новый Освальд промахнулся
11:13
Стрелявшим на митинге в Трампа оказался житель Пенсильвании
10:41
Шёл 2024-й. В США продолжали стрелять в президентов…
10:12
Выживший после покушения Трамп только что победил на выборах
05:48
Нежеланная война: первое столкновение России и Турции
01:15
В России создан препарат, предотвращающий появление метастазов при онкологии
01:13
Парламентские выборы во Франции: «Это демократия, детка!»
00:09
История одного украинского ухилянта
00:00
Российские войска освободили село Урожайное
23:59
«Искандеры» поразили украинский эшелон с техникой в Харьковской области
22:24
Запад – это война: в Германии пытаются раздуть очередное дело «русских шпионов»
20:47
Глава Минифина США: доллар потерпел ошеломляющий крах из-за антироссийских санкций
20:46
ЧП в Санкт-Петербурге. Питерцы неделю страдают без горячей воды
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»В мире»Украина»Китай построит железную дорогу в Европу в обход России. Что думают эксперты?

Китай построит железную дорогу в Европу в обход России. Что думают эксперты?


Китай построит железную дорогу в Европу в обход России. Что думают эксперты?

Киргизия и Узбекистан договорились с Китаем о строительстве железной дороги в Европейский союз, которая пойдет в обход Российской Федерации. Ожидается, что возведение магистрали начнется осенью, а закончится через шесть лет. На реализацию проекта потратят $4,7 млрд, половину суммы даст Пекин, по четверти выделят Бишкек и Ташкент.

В начале июня в Пекине министры транспорта Китая, Киргизии и Узбекистана подписали соглашение о строительстве железной дороги, которая соединит три государства. Лидеры трех стран тогда прислали участникам церемонии свои видеообращения. Председатель КНР Си Цзиньпин сообщил, что Пекин стремится поскорее приступить к работам. Президент Киргизии Садыр Жапаров назвал реализацию проекта исторической задачей. Его узбекский коллега Шавкат Мирзиёев пообещал, что экономический эффект почувствуют все страны-участники.

В СМИ также опубликовали подробности проекта. Известно, что протяженность железной дороги составит 454 км, 280 из них пройдут по киргизской территории. На всей линии планируется оборудовать 18 станций, 81 мост и 41 тоннель. В Киргизии также построят специальную разгрузочную базу, где поезда с европейской колеей, которая используется в Китае, будут переставлять на «русскую» колею, которая применяется в постсоветских странах.

19 июня киргизский парламент ратифицировал соглашение о строительстве магистрали. При этом обсуждение документа выдалось бурным. Некоторые депутаты отметили, что собственных средств для участия в проекте у республики нет. В свою очередь, оппозиционер Улукбек Ормонов раскритиковал соглашение за то, что в нем не указаны сроки завершения строительства, а также ничего не сказано о том, что киргизская часть железной дороги будет принадлежать Киргизии. Тем не менее парламентарии одобрили документ сразу в трех чтениях.

Если дорогу действительно построят, то транспортно-логистическая ситуация и общий расклад сил в Центральной Азии заметно изменятся. Киргизские аналитики Аббос Бобохонов и Наргиза Мураталиева в специальном докладе пишут, что Китай в результате укрепит свое присутствие в Центральной Азии, наладит дополнительные экономические связи и контакты с местными элитами. В перспективе благодаря дальнейшему развитию логистики получит альтернативный маршрут в Европу, а также страны Ближнего Востока и Персидского залива.

Узбекистан тоже упрочит свое положение. В последние годы республика стремительно развивается. Так, по итогам прошлого года промпроизводство выросло на 6%, по итогам первого квартала нынешнего года рост составил 6,5%. Железная дорога поможет производителям выйти на гигантский китайский рынок и поспособствует дальнейшему развитию экономики. Кроме того, Узбекистан стремится стать важным логистическим узлом в Евразии, строительство дороги будет шагом в этом направлении.

В свою очередь, Киргизия получит стабильный источник дохода. Ожидается, что за счет эксплуатации ветки госбюджет будет пополняться на $200 млн ежегодно. Кроме того, получит развитие транспортная система страны, которая сейчас находится в зачаточном состоянии, внутри государства курсирует всего несколько поездов местного значения. Наконец, возведение магистрали позволит создать новые рабочие места, подтолкнет развитие строительной сферы и экономики в целом.

Впрочем, по-прежнему далеко не факт, что дорогу все-таки построят, некоторые проблемы остаются нерешенными. Так, известно, что у Киргизии нет денег, чтобы обеспечить свою долю в совместном предприятии. Бишкек должен выделить порядка $1 млрд, что для республики является очень большой суммой. Глава правления «Кыргызских железных дорог» Азамат Сакиев говорил, что Бишкек может взять деньги в кредит у китайских банков. При этом президент страны Садыр Жапаров ранее подчеркивал, что не допустит роста госдолга.

Специалист по Центральной Азии Григорий Михайлов считает, что проект строительства железной дороги требует доработки. «Стороны уже далеко продвинулись, но некоторые вопросы остаются нерешенными. Судя по всему, не договорились о том, кто и как будет платить за строительство, по каким схемам вложенные средства будут возвращаться, как станут распределяться доходы от дороги, когда ее начнут эксплуатировать. Отдельный вопрос — будущие тарифы на перевозки. Если поставить низкие цены, то сроки окупаемости сдвинутся далеко в будущее. Если высокие, то перевозчики откажутся работать на маршруте», — сказал Михайлов.

Киргизский политолог Денис Бердаков говорит, что основные вопросы решены, дорога будет построена. «Китай взял на себя половину всех трат. Мы знаем также, что Пекин готов предоставить Кыргызстану кредит, чтобы тот мог внести свою часть. Наши чиновники говорят, что из собственных средств предстоит выделить $700 млн. Это вполне посильная сумма, тем более деньги предстоит тратить не сразу, а в течение трех-четырех лет. К тому же после ввода дороги в эксплуатацию мы будем получать $100–200 млн в год, потраченные деньги рано или поздно окупятся», — полагает Бердаков.

Казахстанский политолог Рустам Бурнашев также не видит препятствий. «Соглашение подписано, технико-экономическое обоснование готово, есть договоренности по финансам, в октябре должно начаться строительство. На данном этапе всё выглядит вполне реалистично. При этом я отмечаю, что главная цель состоит в том, чтобы напрямую связать Узбекистан и Китай. Да, в перспективе ветку можно будет продолжить в западном направлении, но пока речи о полноценной конкуренции российским и казахстанским маршрутам из КНР в Европу не идет. Собственно, поэтому Астана и Москва спокойно относятся к происходящему, — считает Бурнашев.

Эксперт по Центральной Азии Давид Канкаринит заявил, что для Китая важен другой путь выхода на Запад и Восток, кроме России. «Маршрут через Россию больше не безопасен. Дорога в Европу может быть внезапно закрыта, как и ранее. Поэтому для Китая очень важно осваивать новый путь», — отметил Канкаринит.

Директор аналитического центра Central Asia Due Diligence в Лондоне Алишер Ильхамов считает, что Россия «не в восторге» от этого проекта, но она не может открыто выступить против него. «В противном случае она пойдет на конфликт с Китаем. Сейчас же Китай является союзником, защищающим Россию. Поэтому в Москве нет особого энтузиазма», — заключил Ильхамов.



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх