Лента новостей

21:38
Риторика российской дипломатии ужесточается. «Дрожь и оторопь» ожидают США из-за решений по Украине
21:37
Во Львове из-за мобилизации и выезда переселенцев закрываются рестораны
20:53
В Румынии пересчитают голоса после первого тура выборов президента
20:52
Киев продолжает саботировать обмен пленными
20:51
На финансовом рынке «полная Набиуллина». Эксперты о падении курса рубля
20:45
Почему Россия так ополчилась на Великобританию из-за Украины?
20:06
Эффективно работать украинским ПВО мешают погодные условия
20:02
В «Роскосмосе» рассказали о работе по созданию сверхтяжелой ракеты
20:00
Что значит для КНР приход Трампа к власти? Китайский взгляд
19:57
Грузия обвинила ЕС в шантаже вступлением страны в объединение
19:56
Боевики захватили западный район Алеппо
19:18
Грузия замораживает переговоры о вступлении в ЕС до 2028 года
19:17
Путин подтвердил готовность России к переговорам по Украине на прежних условиях
19:16
«Стреляли!» Сотрудники ТЦК снова применили оружие во время силового захвата граждан для отправки на фронт
19:15
Ситуация под контролем. Путин заявил об отсутствии поводов для паники из-за ситуации с рублём
19:08
Политолог Светов объяснил, зачем Финляндия возводит на российской границе Берлинскую стену
19:07
Артамонов: атака в Сирии – это ответ США на удар «Орешника»
18:42
KN-25 или «Орешник»: как можно выбить тыловые аэродромы ВВСУ
18:28
Нидерланды передали Украине три пусковые установки Patriot
18:27
ВСУ ведут огонь по ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 28 ноября
18:19
Путин: Европу опустили ниже плинтуса
18:18
Путин выразил сомнение в безопасности Трампа
17:41
Обстановка в Курской области по состоянию на 28 ноября
17:40
Российские «Иксы» и «Калибры» выключили свет на Западной Украине. Новый «контрнаступ» ВСУ на подходе — Горячая сводка 28 ноября 2024 г.
17:39
Евродепутаты не признали выборы в Грузии. В Тбилиси сформировали правительство и намерены вернуть Абхазию и Южную Осетию
17:38
Келлог пообещал обеспечить мир через силу
17:37
Государство не справляется с похоронами. «Слуги народа» пытаются привлечь на кладбища частные инвестиции
17:33
Клонирование ЕС: в чём истинный смысл «дружбы» Брюсселя и МЕРКОСУР?
17:30
Вот где припарковался немецкий автомобильный кризис
17:27
Путин подтвердил обсуждение создания первой АЭС в Казахстане
17:26
Путин ответил на вопрос об ударах по центрам решений на Украине
17:25
«Мы остались при своих мнениях»: Путин о разговоре с Шольцем
17:24
Путин: в России думают над выделением БПЛА в отдельный вид войск
17:00
Почему «Орешник» теперь может прилететь по Банковой
16:46
«Приехал поцеловать руку Крестному отцу». Трамп принял на аудиенцию Цукерберга
16:45
Массированный удар ВКС РФ обесточил Украину
16:44
Харьков стал первым городом, где ликвидировали МСЭК
16:36
Путин: расчеты между Россией и Казахстаном на 80% переведены в нацвалюты
16:22
Юрий Подоляка: давим врага по всем направлениям, свежий обзор на 15:00, 28.11.2024
15:58
Глава польского Бюро нацбезопасности: Россия выигрывает конфликт на Украине
15:57
«Руководство Украины нелегитимно и не имеет права отдавать приказы армии». Путин пригрозил ударить «Орешником» по членам киевского режима
15:56
Путин заявил о запуске серийного производства «Орешника»
15:51
От безопасности Евразии — к безопасности мира
15:48
Долгов: присутствие иностранных военных в Сирии мешает завершению конфликта
15:46
Путин решил проверять эффективность деятельности губернаторов через KPI
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»В мире»Украина»Китай построит железную дорогу в Европу в обход России. Что думают эксперты?

Китай построит железную дорогу в Европу в обход России. Что думают эксперты?


Китай построит железную дорогу в Европу в обход России. Что думают эксперты?

Киргизия и Узбекистан договорились с Китаем о строительстве железной дороги в Европейский союз, которая пойдет в обход Российской Федерации. Ожидается, что возведение магистрали начнется осенью, а закончится через шесть лет. На реализацию проекта потратят $4,7 млрд, половину суммы даст Пекин, по четверти выделят Бишкек и Ташкент.

В начале июня в Пекине министры транспорта Китая, Киргизии и Узбекистана подписали соглашение о строительстве железной дороги, которая соединит три государства. Лидеры трех стран тогда прислали участникам церемонии свои видеообращения. Председатель КНР Си Цзиньпин сообщил, что Пекин стремится поскорее приступить к работам. Президент Киргизии Садыр Жапаров назвал реализацию проекта исторической задачей. Его узбекский коллега Шавкат Мирзиёев пообещал, что экономический эффект почувствуют все страны-участники.

В СМИ также опубликовали подробности проекта. Известно, что протяженность железной дороги составит 454 км, 280 из них пройдут по киргизской территории. На всей линии планируется оборудовать 18 станций, 81 мост и 41 тоннель. В Киргизии также построят специальную разгрузочную базу, где поезда с европейской колеей, которая используется в Китае, будут переставлять на «русскую» колею, которая применяется в постсоветских странах.

19 июня киргизский парламент ратифицировал соглашение о строительстве магистрали. При этом обсуждение документа выдалось бурным. Некоторые депутаты отметили, что собственных средств для участия в проекте у республики нет. В свою очередь, оппозиционер Улукбек Ормонов раскритиковал соглашение за то, что в нем не указаны сроки завершения строительства, а также ничего не сказано о том, что киргизская часть железной дороги будет принадлежать Киргизии. Тем не менее парламентарии одобрили документ сразу в трех чтениях.

Если дорогу действительно построят, то транспортно-логистическая ситуация и общий расклад сил в Центральной Азии заметно изменятся. Киргизские аналитики Аббос Бобохонов и Наргиза Мураталиева в специальном докладе пишут, что Китай в результате укрепит свое присутствие в Центральной Азии, наладит дополнительные экономические связи и контакты с местными элитами. В перспективе благодаря дальнейшему развитию логистики получит альтернативный маршрут в Европу, а также страны Ближнего Востока и Персидского залива.

Узбекистан тоже упрочит свое положение. В последние годы республика стремительно развивается. Так, по итогам прошлого года промпроизводство выросло на 6%, по итогам первого квартала нынешнего года рост составил 6,5%. Железная дорога поможет производителям выйти на гигантский китайский рынок и поспособствует дальнейшему развитию экономики. Кроме того, Узбекистан стремится стать важным логистическим узлом в Евразии, строительство дороги будет шагом в этом направлении.

В свою очередь, Киргизия получит стабильный источник дохода. Ожидается, что за счет эксплуатации ветки госбюджет будет пополняться на $200 млн ежегодно. Кроме того, получит развитие транспортная система страны, которая сейчас находится в зачаточном состоянии, внутри государства курсирует всего несколько поездов местного значения. Наконец, возведение магистрали позволит создать новые рабочие места, подтолкнет развитие строительной сферы и экономики в целом.

Впрочем, по-прежнему далеко не факт, что дорогу все-таки построят, некоторые проблемы остаются нерешенными. Так, известно, что у Киргизии нет денег, чтобы обеспечить свою долю в совместном предприятии. Бишкек должен выделить порядка $1 млрд, что для республики является очень большой суммой. Глава правления «Кыргызских железных дорог» Азамат Сакиев говорил, что Бишкек может взять деньги в кредит у китайских банков. При этом президент страны Садыр Жапаров ранее подчеркивал, что не допустит роста госдолга.

Специалист по Центральной Азии Григорий Михайлов считает, что проект строительства железной дороги требует доработки. «Стороны уже далеко продвинулись, но некоторые вопросы остаются нерешенными. Судя по всему, не договорились о том, кто и как будет платить за строительство, по каким схемам вложенные средства будут возвращаться, как станут распределяться доходы от дороги, когда ее начнут эксплуатировать. Отдельный вопрос — будущие тарифы на перевозки. Если поставить низкие цены, то сроки окупаемости сдвинутся далеко в будущее. Если высокие, то перевозчики откажутся работать на маршруте», — сказал Михайлов.

Киргизский политолог Денис Бердаков говорит, что основные вопросы решены, дорога будет построена. «Китай взял на себя половину всех трат. Мы знаем также, что Пекин готов предоставить Кыргызстану кредит, чтобы тот мог внести свою часть. Наши чиновники говорят, что из собственных средств предстоит выделить $700 млн. Это вполне посильная сумма, тем более деньги предстоит тратить не сразу, а в течение трех-четырех лет. К тому же после ввода дороги в эксплуатацию мы будем получать $100–200 млн в год, потраченные деньги рано или поздно окупятся», — полагает Бердаков.

Казахстанский политолог Рустам Бурнашев также не видит препятствий. «Соглашение подписано, технико-экономическое обоснование готово, есть договоренности по финансам, в октябре должно начаться строительство. На данном этапе всё выглядит вполне реалистично. При этом я отмечаю, что главная цель состоит в том, чтобы напрямую связать Узбекистан и Китай. Да, в перспективе ветку можно будет продолжить в западном направлении, но пока речи о полноценной конкуренции российским и казахстанским маршрутам из КНР в Европу не идет. Собственно, поэтому Астана и Москва спокойно относятся к происходящему, — считает Бурнашев.

Эксперт по Центральной Азии Давид Канкаринит заявил, что для Китая важен другой путь выхода на Запад и Восток, кроме России. «Маршрут через Россию больше не безопасен. Дорога в Европу может быть внезапно закрыта, как и ранее. Поэтому для Китая очень важно осваивать новый путь», — отметил Канкаринит.

Директор аналитического центра Central Asia Due Diligence в Лондоне Алишер Ильхамов считает, что Россия «не в восторге» от этого проекта, но она не может открыто выступить против него. «В противном случае она пойдет на конфликт с Китаем. Сейчас же Китай является союзником, защищающим Россию. Поэтому в Москве нет особого энтузиазма», — заключил Ильхамов.



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх