Космический корабль CST-100 Starliner американской корпорации Boeing, доставивший таки двух астронавтов NASA на Международную космическую станцию,
Из-за этого возвращение астронавтов, запланированное на 14 июня, отложено на неделю. Все это время технические службы Boeing и NASA будут работать над устранением неполадок.
«Последний потенциальный скандал с компанией Boeing просто не от мира сего – в буквальном смысле. Его космический корабль Starliner, который на прошлой неделе доставил двух астронавтов НАСА на Международную космическую станцию (МКС), не может отстыковаться после того, как на корабле было обнаружено несколько неисправностей, – пишет британская Daily Mail. – Обнаружено пять различных утечек в двигательной системе корабля, которая будет управлять кораблем в космосе при возвращении на Землю.
Астронавты должны были вернуться 14 июня, но это было отложено до 22 июня, пока Boeing и НАСА пытаются исправить проблемы, оставив астронавтов в затруднительном положении до тех пор.
Теперь эксперты заявили, что НАСА может быть вынуждено начать спасательную миссию, что станет очень неприятным ударом для находящегося в боевой готовности Boeing, который сталкивается с потоком проблем, с которыми сталкиваются его коммерческие самолёты».
История создания космического корабля Starliner напоминает фильм ужасов.
1 февраля 2010 года НАСА поручила корпорации Boeing разработку космического корабля. В августе 2011 года компания сообщила, что CST-100 Starliner впервые отправится в космос в 2015 году. В мае 2014 было заявлено о первом беспилотном испытательном запуске корабля в январе 2017 года; первый орбитальный полёт пилотируемого корабля с двумя астронавтами был запланирован на середину 2017 года.
В августе 2016 года началась сборка корабля. В октябре дату первого беспилотного запуска отложили на июнь 2018 года, пилотируемый сертификационный полёт – на август 2018 года. В октябре 2017-го первый беспилотный запуск в расписании перенесли на август 2018 года, первый пилотируемый – на ноябрь.
В июле 2018 года во время тестового прожига четырёх двигателей системы аварийного спасения, который проводился в июне перед испытаниями аварийного отделения корабля от ракеты-носителя на стартовой площадке, после завершения прожига и отключения двигателей четыре из восьми клапанов, контролирующих подачу компонентов топлива, застряли в открытом положении.
4 ноября 2019 года было выполнено полётное испытание системы аварийного спасения, которое имитировало работу системы в случае аварии ракеты-носителя на стартовой площадке. Корабль Starliner взлетел со стенда на стартовом комплексе ракетного полигона Уайт-Сендс в Нью-Мексико. Четыре двигателя работали в течение 5 секунд, а отдельные маневровые двигатели в течение 10 секунд, разогнав корабль до скорости более 1000 км/ч. Капсула достигла намеченной высоты около 1350 м, затем последовательно отсоединились служебный отсек и тепловой щит, после чего были выпущены тормозные, вытяжные и основные парашюты. Однако капсула все же мягко приземлилась на надувные подушки через 78 секунд после старта.
7 ноября компания Boeing сообщила, что причиной нераскрытия стала неправильная установка штыря, который соединял основной парашют с вытяжным парашютом.
Запуск корабля к МКС в беспилотном варианте был произведён 20 декабря 2019 года с авиабазы на мысе Канаверал (штат Флорида) с помощью ракеты-носителя Atlas V с российским двигателем РД-180 на первой ступени. После того как Starliner успешно отделился от ракеты-носителя, произошёл непредвиденный сбой в системе расчёта полётного времени корабля. Кроме того, произошло временное прерывание сеанса связи с кораблём, из-за которого был пропущен момент включения двигателей для выхода на орбиту сближения с МКС. В итоге было принято решение отменить стыковку корабля с МКС.
Специалисты NASA, расследующие причины неполадок при пуске корабля Starliner, обнаружили серьёзные ошибки в программном обеспечении корабля, разработанного компанией Boeing.
Дата запуска беспилотного корабля несколько раз откладывалась по техническим причинам, в результате было принято решение отложить беспилотный тестовый полет как минимум на 2022 год.
Запуск состоялся 19 мая 2022 года. 21 мая корабль состыковался к МКС. Проведя 4 дня в составе МКС, корабль успешно отстыковался от МКС и приземлился. Первый пилотируемый испытательный полёт к МКС первоначально планировался на 2020 год, но долгое время откладывался. 5 июня 2024 года первый пилотируемый запуск наконец состоялся.
Но лучше бы его еще раз отложили.
Эрин Фавилл, президент компании ValveTech, одного из подрядчиков NASA, 6 мая призвала американское космическое агентство «повторно удвоить проверки безопасности и пересмотреть протоколы безопасности, чтобы убедиться, что Starliner безопасен, прежде чем произойдет что-то катастрофическое».
Фавилл прямо заявила Daily Mail: «Я их предупреждала». По ее мнению, компания Boeing запустила двух астронавтов на неисправном корабле.
Дело в том, что 8 мая NASA и Boeing были вынуждены отказаться от попытки запуска Starliner из-за неисправного клапана, что наземные команды обнаружили всего за несколько часов до старта.
Сообщалось, что запуск был отменен «из-за наблюдения за саморегулирующимся электромагнитным предохранительным клапаном жидкого кислорода на верхней ступени ракеты-носителя».
«После оценки истории клапана, сигнатур данных о попытке запуска и оценки рисков, связанных с дальнейшим использованием, [наземная] команда определила, что клапан превысил свою квалификацию, и руководители миссии согласились удалить и заменить клапан», — говорится в заявлении NASA.
С этим злосчастным клапаном
В 2017 году Aerojet Rocketdyne, дочерняя компания оборонной компании L3Harris, разорвала отношения с ValveTech из-за споров по поводу конструкции клапанов. Aerojet Rocketdyne наняла ValveTech для изготовления клапанов для двигательной установки Starliner, а позже ValveTech подала в суд на Aerojet Rocketdyne за якобы неправомерное использование ее коммерческих секретов для создания новых конструкций клапанов.
В ноябре 2023 года присяжные установили, что Aerojet Rocketdyne нарушила два соглашения о неразглашении с ValveTech и ненадлежащим образом сохранила и использовала свою конфиденциальную информацию. ValveTech добивалась дальнейших санкций против Aerojet Rocketdyne, но это предложение было судом отклонено.
Теперь компания ValveTech в лице ее руководства утверждает, что клапан, используемый в двигательной системе Starliner, предоставленный Aerojet Rocketdyne, «не соответствует необходимым спецификациям и не прошел проверку на предмет обеспечения протоколов безопасности»,
«ValveTech продолжает задаваться вопросом, как NASA, Boeing и Aerojet могли квалифицировать этот клапан для миссии без надлежащих подтверждающих данных, предыдущей истории или устаревшей информации, что, по ее опыту, противоречит протоколам квалификации аэрокосмической отрасли, установленным НАСА», – добавили в компании.
В экспертном сообществе ожидают, что компании ValveTech, столь смело критикующей аэрокосмического гиганта Boeing, придется усилить охрану своего руководства, памятуя, что два менеджера по качеству одного из поставщиков «Боинга» ушли из жизни,
Джошуа Дин умер от неизвестной инфекции, а менеджер по качеству «Боинга» Джон Барнетт был застрелен.
По состоянию на 9 января 2021 года в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 215 самолётов Boeing 737. Всего в этих происшествиях погибли 5634 человека. Крупнейшей катастрофой считается крушение рейса JT-610 (погибло 189 человек) 29 октября 2018 года возле Джакарты из-за ошибочных данных системы предупреждения сваливания MCAS.
Незадолго до своей смерти Барнетт сказал, что больше не летает на самолётах компании из-за того, что он видел во время своей работы в Boeing.
Остаётся еще надежда на спасение американских астронавтов. Но не повторят ли они после своего возвращения на Землю слова Барнетта уже применительно к космическим аппаратам «Боинга»?
Читайте нас: