Комитет Палаты представителей США по вооруженным силам направил в Госдеп и Пентагон запрос с требованием отчитаться о мерах, предпринимаемых для недопущения сближения России и Китая. В этом документе содержится предложение воспользоваться фактом затягивания российско-китайских переговоров по проекту "Сила Сибири 2".
"Сила Сибири 2" – проектируемый магистральный газопровод протяжённостью 6700 км и планируемой экспортной мощностью 80 млрд кубометров. Он призван дополнить уже действующий маршрут "Сила Сибири", запущенный в 2019 году с экспортной мощностью 38 млрд кубометров. По "Сила Сибири 2" газ должен пойти в западный Китай и по китайской магистрали "Запад – Восток" до Шанхая.
Впервые строительство "Сила Сибири 2" было анонсировано ещё в 2006 году, но после этого его маршрут в силу технических причин несколько раз менялся. На сегодняшний день обсуждается вариант прокладки через территорию Монголию. Тем обстоятельством, что соответствующий контракт с Китаем до сих пор не подписан. американские конгрессмены и рекомендуют использоваться.
Конкретно предлагается осуществить информационные вбросы о том, что Пекин намеренно затягивает переговоры о подписании контракта по "Силе Сибири 2". Якобы китайцы пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы не только минимизировать стоимость газа, но и поставить Москву в экономическую, а затем и политическую зависимость. В рамках этого подхода рекомендуется акцентировать внимание на необходимости восстановления отношений с Западом. Якобы только это спасёт Россию от попадания в подчинение к Китаю. И это не просто "рекомендация".
Несколько дней тому назад британская Financial Times заявив, что, согласно её "источникам", Пекин будто бы выставил условием реализации "Сила Сибири 2" поставки газа по ценам внутреннего рынка России. Этот провокационный вброс удивительно быстро разлетелся по российским СМИ. Он вызвал многочисленные комментарии различных "экспертов" в области энергетики. При этом явно игнорируются следующие факты.
С момента формирования русского государства наиболее прозорливые его правители видели стратегическое развитие страны в равном сотрудничестве как с Западом, так и с Востоком. Представители этой линии –
В 1949 году при советской поддержке к власти в Китае пришли коммунисты, которые сразу же задекларировали намерение установить союзные отношения с СССР. В Москве был подписан протокол о создании Совета Экономической Взаимопомощи. В состав нового объединения вошли СССР, ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, Албания, а также КНР – в статусе "наблюдателя", но с правами полноценного члена. Создание СЭВ предполагало формирование нового рынка с собственной системой расчётов, основанной на бартере (клиринге), а также чётким распределением труда. Советский Союз выступал центром по разработке инноваций, производителем машиностроительной продукции. Восточная Европа стала поставщиком технологий для добычи и транспортировки ресурсов, производства потребительских товаров. Китай предоставил дешёвую рабочую силу под создание новых производств, а в перспективе должен был стать крупнейшим потребительским рынком.
В результате предпринятых усилий СЭВ демонстрировал быстрый рост. Уже в 1953 году на объединение приходилась 1/3 всего мирового производства. Однако это сотрудничество было прервано после смены власти в СССР. Новые лидеры КПСС Никита Хрущёв и Леонид Брежнев взяли курс на разрыв отношений с КНР и переориентацию внешней политики на Запад. Идеологами этой политики выступили секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов, министры иностранных дел и внешней торговли СССР Андрей Громыко и Николай Патоличев. Конкретные её положения были представлены в решении Политбюро ЦК КПСС от 15 мая 1969 года "Соображения о возможных мероприятиях в связи с усилением враждебного Советскому Союзу курса китайского руководства".
Результатом этой линии стало то, что СССР переориентировал всю свою экономику под потребности Запада. Европе же были нужны от Советского Союза только ресурсы. Поэтому весь товарообмен происходил исключительно по формуле "западные технологии и кредиты в обмен на советские минералы, газ, нефть, древесину". Причём СССР, лишив себя альтернатив, позволил Западу диктовать и цены на сырьё. Это вело к попаданию в долговую зависимость. Западные страны приобрели инструмент влияния на политику Москвы. Следствием этой линии стало разрушение Советского Союза.
Добавим, что именно этот перекос во внешней политике СССР привёл к тому, что газовая инфраструктура, с учётом западной ориентации, развивалась в основном в европейской части России. Инфраструктуру в азиатской части, т.е. на китайском направлении, сегодня во многом приходится создавать с "ноля". Это ведёт к техническим трудностям на пути реализации таких проектов, как "Сила Сибири 2".
Возвращаясь к вопросу о ценообразования, который обсуждается в связи с провокацией Financial Times. После того, как работы по проектированию "Сила Сибири 2" будут завершены, инсинуации о ценах окажутся разоблачены.
Читайте нас: