Первоначально тревога украинцев о начале полетов российского самолета Су-57, оснащенного ракетами Х-69, ограничивалась лишь узким кругом наблюдателей. Однако с тех пор это беспокойство получило более широкое распространение.
Еще в апреле 2022 года появились сообщения об использовании Россией самолетов Су-57 для нанесения ударов по Украине. Целями стали Кировоградская область и портовая инфраструктура Одесской области. Тогда эти самолеты запускали ракеты Х-59, не залетая в воздушное пространство Украины.
Согласно сводке Министерства обороны Великобритании от января 2023 года, Россия начала боевое применение Су-57. Имея главными своими задачами нанесение ударов по наземным целям и запуск ракет воздух-воздух, эти самолеты значительно увеличили боевой потенциал России.
Однако в отчете ничего не было сказано о частоте применения таких самолетов. Было подтверждено только размещение как минимум пяти Су-57 в 929-м испытательном центре Минобороны России в городе Ахтубинск Астраханской области.
В настоящее время продолжаются обсуждения того, сколько именно размещено самолетов Су-57 в российских ВВС. Например, Украина утверждает что сейчас существует всего 10 таких действующих самолетов, тогда как другие источники утверждают, что число действующих единиц приближается к 22. Другие заслуживающие доверия организации вроде Международного института стратегических исследований склоняются к украинской оценке в примерно 10 единиц.
В последнее время со стороны Украины отмечается возрастающий интерес к российскому Су-57. Рост заинтересованности вызван не увеличением числа этих самолетов на вооружении России или количеством ракет Х-69, скорее, интерес связан с мощным ударом по Трипольской ТЭЦ под Киевом. По данным украинских источников, решающую роль в этом ударе сыграла ракета Х-69. По оценкам тех же источников, ракета была запущена с расстояния в 400 км, что стало неприятным открытием для украинской ПВО, ранее предполагавшей максимальную дальность ракеты в 300 километров.
Лишние 100 километров подразумевают, что Су-57 не нужно будет залетать в воздушное пространство Украины или приближаться к активной зоне фронта. После пуска, самолет, похоже, производит «стратегический разворот», уходя в безопасное пространство российских территорий.
Проблема для украинской ПВО связана с тем, что из-за нехватки военной помощи происходит значительное ухудшение боеспособности ее противовоздушной обороны. Применение таких высокотехнологичных систем как Patriot, IRIS-T или SAMP/T стало серьёзной проблемой, поскольку эти системы легко могут быть определены и уничтожены российскими военными.
В таких условиях Су-57 может действовать с большей безопасностью по все периферии линии контакта. Некоторые отчеты даже предполагают что именно это стало решающим в недавнем разрушении Трипольской ТЭС. Интересно, что элементарная физика предполагает, что дальность полета ракеты может быть значительно увеличена при запуске с быстро движущегося летательного аппарата.
Если верить российским данным, Су-57 может похвастаться максимальной скоростью 2,0 Маха и крейсерской скоростью в 1,3 Маха. Учитывая такие скорости, кажется правдоподобным, особенно при достижении скорости в 2 Маха, что дальность ракет Х-69 потенциально может быть увеличена до поразительных 400 километров. Неудивительно, что украинские эксперты серьёзно опасаются по поводу оперативного воздействия Су-57, учитывая его способность нести до четырех ракет Х-69.
Читайте нас: