Боец добровольческой бригады «Эспаньола» с АМБ-17.
Бойцы добровольческой бригады «Эспаньола» в зоне проведения специальной военной операции первыми получили новейший автомат АМБ-17. В подразделении автомат по сути пройдёт войсковые испытания. Автомат был продемонстрирован журналистам на одном из полигонов, и боец бригады показал стрельбу из него.
Кадр из видео с демонстрацией АМБ-17.
АМБ-17 в сущности является вариантом автомата АМ-17. Оба они были впервые продемонстрированы ещё в 2017 году на форуме армии. Если кто в курсе страданий АО «Концерн «Калашников» по «Ксюхе» (об этом можно отдельный материал сделать, может, и не один), то вот как раз в рамках разработки замены АКС-74У АМ-17 и появился.
АМБ-17 и АМ-17.
АМБ-17 представляет собой небольшой легкий и бесшумный автомат, который вроде как должен заменить тандем «Винторез»/«ВАЛ». Автомат является по сути своей переработкой проекта самого Евгения Драгунова, точнее – компоновочной схемы его автомата. Автомат Драгунова АМ был разработан в рамках ОКР, инициированной ЦНИИТОЧМАШ, «малогабаритный автомат с широким применением пластмассы».
Для того, чтобы сократить высоту ствольной коробки и сделать разборку более удобной, в конструкции автомата применён толкатель раздельный с затворной рамой. Видимо, это одно из решений, которое привлекло конструкторов «Калашникова» уже в XXI веке, ведь более низкая ствольная коробка – это удобство работы с оптикой. Посмотрите, как бойцы с АК со штатными прикладами держат голову на весу, целясь через тот же 1П87, и поймёте, о чём речь.
Ранний образец АМБ-17. Он отличается деталями «обвеса» от образца, поступившего на войсковые испытания, и использует магазин «Винторез»/«ВАЛ».
В течение шести лет продолжалась доработка проекта, после чего АМБ-17, наконец-то попал на фронт.
Подход к снаряду у «Калашникова» был не один. Ещё в начале 2000-х появился автомат под патрон 9х39 мм – АК-9. Сначала это была просто переделка АКС-74У под другой боеприпас. В 2009 году появился вариант АК-9 на базе автоматов концерна «сотой серии». Позже был анонсирован вариант на базе автомата АК-12, точнее – его самого первого варианта.
Дмитрий Медведев в руках с АК-9, унифицированным с автоматами «сотой серии», Ижевск, 2008 год.
Ни что из перечисленного так и не пошло в серию и не встало на вооружение. Идея в данном случае в общем была благая – автомат, способный решать те же задачи, что и «Винторез»/«ВАЛ», но с большей унификацией со стандартными армейскими автоматами.
Такое преимущество у нового АМБ-17 отсутствует. Это система, сделанная во многом с нуля, не унифицирована с АК-12 по деталям, что механизма, что «обвеса». При этом ранние автоматы, которые демонстрировал «Калашников», питались от стандартных магазинов «Винторез»/«ВАЛ».
Автомат, попавший таки в войска, имеет оригинальный магазин, видимо, доставшийся нынешнему АМБ-17 от АК-9. То есть унификация с какими-либо системами, стоящими в настоящее время на вооружении, по большому счёту нулевая.
АМ-17 и АМ системы Драгунова. Общие компоновочные решения угадываются безошибочно.
Есть ли сейчас острая необходимость менять системы «Винторез»/«ВАЛ»?
Да в общем нет. Они вполне выполняют задачи, для которых были созданы.
Кроме того, системы модернизируются и уже избавились от многих своих недостатков, заложенных первоначальными проектами, как то: малая вместимость магазина, устаревшая система крепления прицельных приспособлений, невозможность использования дополнительных элементов, улучшающих эргономику и т. д.
С эргономикой у нового автомата точно получше, чем у семейства «Винторез»/«ВАЛ», но тут не на столько всё плохо, чтобы разрабатывать и принимать на вооружение новую систему. Тем более часть проблем успешно решается, например, на ВССМ (модернизированный «Винторез») установили более эргономичный приклад.
АМ-17 тоже есть и стреляет. Но не на фронте, а в руках
Есть ли потребность увеличивать производство систем под патрон 9х39 мм, тем более на столько, чтобы принимать на вооружение ещё один образец?
В целом нет. На фронте много чего не хватает, много чего хотелось бы больше, но вроде острого недостатка в системах калибра 9х39 мм нет. Уж больно специфические у них задачи.
Боец армейского спецназа ВС РФ с винтовкой ВССМ в зоне проведения СВО.
Боец «Эспаньола» говорит, что автомат может быть прекрасным вторым оружием для снайперской пары. Но есть ли смысл в использовании малогабаритного автомата именно калибра 9х39 мм, а не 5,45х39 мм? По большому счету нет.
Более того, АМБ-17 универсальным оружием быть не может, больно уж специфический боеприпас он применяет. По сути, тандем 9х39 мм и «Винторез» создавались под одну конкретную задачу – бесшумно снять часового на дистанции до 400 метров. Как раз автомат «обычного» автоматного калибра был бы более универсальным. Благо сейчас ПБС, прицелов штатных и «банок», прицелов коммерческих – огромное разнообразие.
Так что «заменитель Ксюхи» АМ-17 на фронте был бы более актуален, тем более и экипажи различной техники его вроде тоже как ждут.
АКС-74У на фронте есть, но не там, не у тех и не всем хватает.
Возможно, дело в том, что «Винторез»/«ВАЛ» выпускаются не АО «Концерн «Калашников», а другими предприятиями отечественного ВПК. А чего бы им не занять нишу армейского специального бесшумного оружия? Тем более теперь у «Калашникова» есть козырь в рукаве в виде заместителя министра обороны Российской Федерации, в том числе осуществляющего контроль за выполнением гособоронзаказа, бывшего генерального директора АО «Концерн «Калашников».
«Винторез»/«ВАЛ» не единственная система под патрон 9х39 мм в зоне СВО. Боец 11-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады ВДВ в зоне СВО с комплексом ОЦ-14 «Гроза». В 1990-е родилось сразу несколько систем под боеприпас 9х39 мм.
Как бы там ни было, будем надеяться, эксплуатация АМБ-17 даст дополнительную информацию и опыт нашим оружейникам, а главное – поможет нашим бойцам приблизить окончательную победу.
Модернизированный «ВАЛ» нашего бойца в зоне СВО, обращает на себя внимание магазин на 30 патронов.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: