Последний представитель Тримды (западная латышская эмиграция. – Прим. ред.) во власти министр иностранных дел Латвии и бывший премьер Кришьянис Кариньш 10 апреля покидает свой пост, получив напоследок криминальный процесс по поводу растраты бюджетных денег на перелёты частными рейсами.
Глава Кабинета министров Эвика Силиня должна будет представить сейму на утверждение нового министра иностранных дел, разумеется, после того, как данную кандидатуру одобрит коалиционный совет.
Достойным кандидатом на пост министра иностранных дел является вице-спикер сейма от «Нового единства», бывший парламентский секретарь министерства иностранных дел Занда Калниня-Лукашевица, заявила премьер-министр Эвика Силиня в программе латвийского телевидения «Утренняя панорама».
Говоря о том, когда может быть принято решение о новом министре иностранных дел, Силиня напомнила, что заседание сейма состоится 11 апреля. «Это первая дата, когда можно будет обсудить данный вопрос», – отметила глава кабмина.
Как отмечают в кулуарах сейма, в пользу выдвижения именно Занды Калниня-Лукашевицы говорит то, что у неё хорошие рабочие отношения с правящими в Латвии выходцами из Партии реформ Затлерса, так как сама Калниня-Лукашевица также начинала политическую карьеру именно в этом проекте бывшего латвийского президента Валдиса Затлерса. Собственно, в Латвии сейчас все ключевые должности занимают именно политики, которые начинали в Партии реформ Затлерса, затем влившейся в «Новое единство».
Минусом Занды Калниня-Лукашевицы является то, что в бытность парламентским секретарём министерства иностранных дел она умудрилась поссориться практически со всеми старожилами латвийского дипломатического ведомства. И они, как отметил мой знакомый в МИД Латвии, уже упрашивают Ринкевича не допустить назначения Калниня-Лукашевицы на должность министра.
Да, формально президент в Латвии подобен английской королеве: полномочий у него мало, в том числе и в выборе министров. Но
В этой связи в кулуарах сейма поговаривают о возможности назначения главой внешнеполитического ведомства нынешнего министра юстиции Инесы Либиня-Эгнере, которая также начинала карьеру в Партии реформ Затлерса. Благо характер у неё более спокойный.
Одним из кандидатов на роль министра иностранных дел может быть и нынешний глава оборонного ведомства Андрис Спрудс, которого активно лоббирует посольство США в Риге. В армейских вопросах он мало что понимает, рассматривается в Национальных вооруженных силах Латвии как «ботаник». А вот контакты на внешнеполитической арене ему удаются лучше.
Другое дело, что Ринкевич вряд ли позволит Спрудсу стать министром иностранных дел, так как в таком случае внешне политическая поляна, которая рассматривается президентом как своя вотчина, может и уйти из-под влияния президентского замка.
Да, в радикальном националистическом крыле «Нового единства» призывают отдать пост министра Гиртсу Валдису Кристовскису. Хотя бы для того, чтобы уравновесить влияние выходцев из Партии реформ Затлерса. Но Кристовскис давно уже «хромая утка». В 2010 году он в частной переписке согласился со словами доктора из числа западных латышей о том, что тот, как врач, «не смог бы лечить русских так же, как латышей». Тогда эту переписку обнародовал латвийский журналист Лато Лапса, что фактически подкосило политическую карьеру Кристовскиса.
И да, конечно, мы не можем обойти вниманием странные слухи относительно возможности назначения министром иностранных дел влиятельного представителя «Национального объединения» председателя комиссии сейма по иностранным делам Рихардса Колса. Особенно на фоне того, что Ринкевич не очень-то защищает латвийские общественные СМИ от атак «Национального объединения».
«Для Колса назначение министром иностранных дел очень желанно. Но вот надо ли это «Национальному объединению» перед выборами в Европарламент?» – поделился со мной размышлениями по данному вопросу один из депутатов сейма.
«Национальное объединение» сейчас явно строит свою избирательную кампанию в Европарламент на критике «Нового единства». И по последним опросам общественного мнения, опережает по популярности «Новое единство». Действительно, зачем в этой ситуации становиться младшим партнером в правительстве?
Каким будет выбор коалиции, узнаем очень скоро.
Читайте нас: