Три приграничных финских города пытаются отказаться от преподавания русского языка, ссылаясь на необходимость экономии средств, пишет Yle. Но сделать этого не могут. Руководство Школы Восточной Финляндии с этим не согласно и на переговоры не идет.
В приграничных городах Финляндии продолжается спор о будущем Школы Восточной Финляндии, которая специализируется на русском языке и культуре.
Три финских города пытаются отказаться от преподавания с упором на русский язык и культуру, ссылаясь на необходимость экономии средств.
Дискуссия о сокращении преподавания русского языка в Финляндии вызвала много споров. Ответственные за этот вопрос чиновники говорят, что с ними связалось непривычно большое количество людей.
Власти Турку уже приняли решение: в следующем году новых учащихся в финско-русские языковые классы набирать не будут.
А вот планы городов Йоэнсуу и Лаппеенранта по прекращению преподавания русского языка пока в тупике. Обсуждение этого вопроса со Школой Восточной Финляндии значительно затянулось.
Стратегия Йоэнсуу и Лаппеенранты такова: за счет прекращения преподавания русского языка в Школе Восточной Финляндии города смогут получить деньги для собственных нужд, которые раньше государство выделяло на организацию финско-русских классов. Считается, что эту сумму можно было бы использовать в обычных городских школах более эффективно — то есть, возможно, часть этих средств даже удастся отложить.
Руководство фонда Школы Восточной Финляндии, состоящее из 8 человек и принимающее независимые решения о деятельности Школы, не собирается участвовать в переговорах, направленных на закрытие Школы.
Тупиковая ситуация сильно затянулась, и стороны уже практически не поддерживают диалог.
По подсчетам Лаппеенранты и Йоэнсуу, стоимость организации обучения для одного ученика в школе Восточной Финляндии выше, чем в других школах городов.
По мнению Юхани Юннилайнена (Juhani Junnilainen), директора департамента социального обеспечения и образования Лаппеенранты, углубленное изучение русского языка и культуры сейчас не имеет такой ценности, чтобы городу имело смысл платить за него больше, чем за другое образование.
Школа Восточной Финляндии была основана более 25 лет назад. Международная атмосфера обучения ранее подавалась как преимущество региона. Ситуация сильно изменилась, считает Юхани Юннилайнен.
"Сейчас эта черта уже не является для города столь привлекательной. Конечно, возможно, для определенных людей этот фактор по-прежнему остается важным", — размышляет Юннилайнен.
Теперь власти подают город по-другому.
"Для развития деловой жизни и университета стоит сделать акцент на английском языке. Чтобы семья, приехавшая сюда на полгода или даже на пару лет, смогла найти для своих детей места в школе. Теперь мы будем делать акцент на этом", — говорит Юхани Юннилайнен.
Помимо филиалов в Йоэнсуу и Лаппеенранте Школа Восточной Финляндии также представлена в Иматре. Однако Иматра не хочет отказываться от преподавания русского языка.
Катри Анттила (Katri Anttila), генеральный директор Школы Восточной Финляндии, считает деятельность школы социально значимой и не соглашается с позицией городов Йоэнсуу и Лаппеенранта. По ее словам, после начала конфликта на Украине важность изучения русского языка возросла еще больше.
"Мы поддерживаем диалог с депутатами парламента, экспертами по национальной безопасности и исследователями. Их позиция не совпадает с основами муниципальной политики практически полностью. Потребность в специалистах по русскому языку и культуре только возросла".
Опыт Анттила показывает, что дискуссия о важности преподавания русского языка существенно различается в зависимости от того, на каком уровне проходит обсуждение — на уровне муниципальной или национальной политики.
Осенью и в начале года в Турку также активно обсуждалась необходимость продолжать преподавание русского языка.
Финско-русские классы появились при школе Пуолала около 30 лет назад. Сейчас количество учащихся сильно сократилось, что привело к значительному повышению стоимости обучения.
Помимо небольшого количества учащихся Турку обосновал отмену языковых классов следованием стратегии города, в соответствии с которой целью обучения должно быть уменьшение сегрегации среди групп учащихся.
Согласно статистическим данным о происхождении учащихся, в финско-русских классах Турку опорным языком для большинства учащихся был именно русский.
"Ученики финско-русских классов отделялись от основной массы школьников, и их уровень финского языка ухудшался", — говорит Пия Эло (PiiaElo), председатель Совета по воспитанию и образованию города Турку, которая принимала участие в принятии решения об упразднении финско-русских классов.
"С учетом проблем сегрегации сохранять Школу Восточной Финляндии уже не является целесообразным", — уверена Эло.
Автор: Антье Топо (Antje Topo)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: