Российская сторона на днях выразила демарш Вашингтону из-за незаконных попыток Вашингтона в одностороннем порядке изменить внешние границы континентального шельфа в 7 районах Мирового океана.
С 18 по 29 марта с. г. в Кингстоне (Ямайка) проходит сессия совета международного комитета по морскому дну, призванного в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (КМП) 1982 года регулировать деятельность «в глубоководном районе морского дна в пространствах, не подпадающих под действие национальной юрисдикции прибрежных государств», напоминают в МИД РФ. В ходе сессии российская делегация заявила о «непризнании объявленных США в декабре 2023 г. в одностороннем порядке внешних границ континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий», от которых «отмеряется ширина территориального моря в семи районах Мирового океана». Ранее американской стороне был направлен демарш по двусторонней линии.
Общие морские притязания США
В этой связи следует особо подчеркнуть, что США нератифицировали КМП, что трактуют как обстоятельство, развязывающее им руки для провокационных действий в отношении морских границ в Арктике.
По оценке российского внешнеполитического ведомства, своими действиями США пытаются в одностороннем порядке сократить площадь находящегося в ведении всего мирового сообщества пространства морского дна, а заодно «приобрести дополнительные участки шельфа для собственного пользования (около 1 млн кв. км)». Поэтому эти действия «не соответствуют установленным международным правом правилам и процедурам». Соответственно, российская сторона «отвела очередные попытки Вашингтона использовать нормы Конвенции 1982 года в угоду собственным интересам».
Своим заявлением о расширении континентального шельфа в Арктике за пределами 200 морских миль пренебрегают международным форматом, поскольку такие действия не могут приниматься в одностороннем порядке и должны быть согласованы международным сообществом, говорит глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, отмечающий тревожную тенденцию милитаризации Арктики, занимающей «возрастающее значение как транспортная артерия, как кладовая природных ресурсов и как кухня погоды... За счет милитаризации Арктики, принятия новых членов в военные блоки скандинавских, околоарктических государств, за счет милитаризации потенциальных транспортных артерий и односторонних действий, лежащих вне плоскости сложившегося международного права, США продолжают расшатывать десятилетиями сложившуюся систему международных отношений и систему международного права. Это неприятная тенденция, которая добавляет нестабильности и неопределенности в ключевом регионе экономики и торговли».
Стремление США в одностороннем порядке расширить континентальный шельф в Арктике – это «тревожное предзнаменование для всего мира», полагает обозреватель агентства Bloomberg Лиам Деннинг: возможный «захватАмерикой в одностороннем порядке около 380 тыс. кв. миль (984 тыс. кв. км) морского дна – это тревожное предзнаменование для всего мира». Вашингтон решил сам сделать себе рождественский подарок в виде территории размером со штаты Техас и Нью-Мексико вместе. Претензии касаются отнюдь не только России – как известно, американцы претендуют также почти на 20% морской экономической зоны Кубы, по 15% Мексики (в Карибском море), Канады (в Арктике), британских Бермудских островов и до 20% Багамского содружества.
Разграничение по договору Бейкер-Шеварднадзе (1990)
Как известно, благодаря сепаратному сговору Бейкера-Шеварднадзе 1990 года к США отошли в Беринговом бассейне и арктическом Чукотском море:
часть (25%) исключительной экономической зоны СССР площадью 23,7 тыс. км², на которую соседи по Тихому океану претендовали с 1977 года;
часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7 тыс. км²;
участок континентального шельфа в 46,3 тыс. км² в открытой центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200 морских миль от исходных линий.
В то же время участок континентального шельфа, отошедший в этой части Берингова бассейна к СССР, а затем РФ, составил только 4,6 тыс. кв. км, что на 74 тыс. кв. км меньше, чем полагается при традиционном, согласно КМП, разграничении по срединной линии.
Немудрено, что США оперативно ратифицировали этот документ в том же 1990 году. В СССР и Российской Федерации соглашение Шеварднадзе – Бейкера по факту действует в полном соответствии с интересами теперь уже бывших партнёров.
Более того, выдвигаемые же отнюдь не первый год американские притязания на новые морские границы включают в том числе большую часть южного сектораБерингова моря и восточного сектора Чукотского моря. Именно через эту часть акватории Берингова моря Северный морской путь сообщается с Тихим океаном и, соответственно, с тихоокеанскими портами России (Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка).
В оспариваемых США районах этого бассейна разведаны немалые запасы нефти и газа, но ими соседи вдоволь располагают и вблизи Аляски, на самом полуострове, равно как и на шельфе Алеутских островов, примыкающих к этому американскому штату. Ещё со второй половины 1970-х годов осваивается часть этих закромов на Аляске, провоцируя немалые экологические риски. К проложенному несколько десятков лет назад мощному Трансаляскинскому нефтепроводу вскоре добавится «параллельный» трубопровод для СПГ.
Проект Трансаляскинского трубопровода для СПГ
В этой связи вполне резонно предположить, что сверхзадачей Вашингтона, выдвигающего упомянутые притязания, а также стоящих за ним транснациональных корпораций, является максимальное затруднение эффективного функционирования тихоокеанского маршрута Севморпути. Уже сам факт выдвижения «дымовой завесы» притязаний способен негативно повлиять на более активное использование этого важного пути дружественными России странами Азиатско-Тихоокеанского бассейна, Восточной Азии – и не только. К примеру, в декабре 2023 года «Росатом» (инфраструктурный оператор Северного морского пути) и логистическая компания DP World из ОАЭ подписали соглашение о создании глобального логистического оператора для работы на российском и международном рынках. Разрабатываемый совместным предприятием «Международная контейнерная логистика» транзитный маршрут через северные широты окажется намного короче и экологичнее маршрута из Токио в Лондон через Суэцкий канал, заявил председатель совета директоров и генеральный директор DP World Султан Ахмед бин Сулайем: «…если мы возьмем корабль, который перевозит грузы из Токио в Лондон, через Суэцкий канал расстояние будет 24 тысяч километров, через север – это 13 тысяч километров. Это на 40% быстрее и означает меньший выброс углекислого газа». В свою очередь, «Ростелеком» и дочерняя структура «Росатома» – АО «Атомэнергопром» – договорились о развитии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на ключевых объектах Севморпути – индустриальных зон, вахтовых посёлков, а также малых АЭС. Предполагается, что создаваемые и модернизируемые сети связи станут частью единого глобального проекта по полному охвату СМП коммуникационными системами, сводя к минимуму известные проблемы, обусловленные суровым северным климатом. Севморпуть становится важным элементом национальной логистической инфраструктуры, отмечает специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов: «Уже к середине следующего десятилетия грузопоток по Севморпути будет сопоставим с провозной мощностью Восточного полигона и достигнет 250 млн тонн. При этом удельно, на одну тонну перевозимого груза, стоимость развития СМП до 10 раз ниже Восточного полигона, и в целом СМП один из самых эффективных транспортных проектов в России». По итогам минувшего года объём перевезённых по СМП грузов достиг рекордных 36,25 млн тонн, в то время как объём транзитных перевозок (в основном нефти) составил 2,15 млн тонн.
Арктические учения Пентагона и НАТО
Разумеется, планы развития, модернизации и диверсификации перевозок по Севморпути будут встречать бешеное сопротивление со стороны сил, теряющих контроль над ключевыми линиями мировой морской торговли. «…Соединённые Штаты считают, что Северный морской путь должен быть транспортной артерией, открытой для всего мирового сообщества», – заявлял без малого шесть лет тому назад, в апреле 2018 года, командующий Береговой охраной США адмирал Пол Зукунфт, сетуя на отсутствие «установленного плана, предусматривающего проведение учений по обеспечению свободы мореплавания в этом районе». Складывается впечатление, что с учетом упомянутых притязаний США такой план либо готов к настоящему времени, либо разрабатывается, ставя под угрозу свободу судоходства и морскую безопасность в регионе. Дорабатывая анонсируемую на конец апреля обновлённую стратегию в Арктике, только в завершающемся марте Пентагон провёл по меньшей мере три крупных учения к северу от Полярного круга. Возможно, традиционная ставка на подводное патрулирование, комплексную разведку и манёвры экспедиционных сил будут дополнены перспективой, по крайней мере, временного развёртывания в северной части Тихого океана ударных авианосных групп, что, несомненно, потребует адекватных сдерживающих мер из Пекина и Москвы.