Афины решили не приглашать российских дипломатов на приёмы по случаю годовщины войны за независимость Греции, пишет Kathimerini. Это стало показателем крайне низкого уровня двусторонних отношений. Действия Греции приближают их к полному краху. Россия никогда не позволяла себе действовать во вред этим отношениям.
Российско-греческие отношения сегодня в наихудшем состоянии. Заявления и действия обеих сторон создают недобрые предчувствия.
Правительство Греции дало указание своим посольствам во всем мире не приглашать российских и белорусских дипломатов на приемы по случаю годовщины начала войны 1821 года за независимость, которая отмечается 25 марта. Это вызвало резко негативную реакцию в определенных кругах, которые вспомнили, как Россия в то время поддерживала Грецию.
Конечно, они забывают добавить, что после морского Наваринского сражения и подписания договоров о независимости и о создании греческого государства Россия за несколькими исключениями весьма непоследовательно поддерживала Грецию. Даже если говорить об очень болезненном и важном вопросе Кипра, то довольно давно известно, что Советский Союз был заранее проинформирован о турецком вторжении 1974 года. А за предположительно твердой позицией Москвы, поддерживавшей греков-киприотов, скрывалось стремление ослабить влияние Запада в этом регионе, найти банковские и налоговые убежища и, конечно же, нежелание урегулировать вопрос о разделе Кипра. Позицию наших западных союзников в этом вопросе тоже нельзя назвать приемлемой, все было как раз наоборот. Но Россия на протяжении десятилетий формировала представление о том, что она может встать на защиту греков-киприотов.
Важно напомнить, что во время кризиса, когда оккупационные войска Турции в 2023 году вступили в конфликт с миротворческими силами ООН в селе Пила, Совет Безопасности ООН в августе не сумел согласовать резолюцию с осуждением турецких действий, потому что Россия отказалась поддержать британский проект резолюции. В 2022 году российский министр иностранных дел Сергей Лавров назвал самопровозглашенное и признанное только Турцией образование на оккупированном севере Кипра "Турецкой Республикой Северного Кипра". Это говорит о том, что Москва больше не придерживается принципиальной позиции по Кипру, а исходит исключительно из своекорыстных интересов. Армения тоже усвоила этот горький урок, ведь ей пришлось обратиться за поддержкой к Западу после того, как ее мнимая союзница Россия бросила эту страну на произвол судьбы после 30 лет ее войны с Азербайджаном. Безусловно, такие же чувства испытывают и некоторые союзники США, например, курды в Сирии, и именно по этой причине ослабевает американское влияние.
В период 2003-2008 годов возникли большие надежды на формирование глубоких стратегических отношений между Россией и Грецией. Афины, как и Москва, выступили против американской интервенции в Ираке. Благодаря переходящему председательству Греции в Европейском совете в 2003 году между Россией и ЕС в Санкт-Петербурге было подписано соглашение по четырем общим пространствам (экономика; свобода, безопасность и правосудие; внешняя безопасность; образование, наука и культура). Затем начались переговоры об участии Греции в двух энергетических проектах: нефтепровод Бургас — Александруполис и газопровод "Южный поток", которые так и не были реализованы. Потом наступило десятилетие, принесшее с собой осознание пределов российско-греческих отношений, а также то, что Россия вынашивает собственные замыслы не только на постсоветском пространстве, но также на Балканах, на Ближнем Востоке и в Африке.
В российско-греческих отношениях с 2018 года существует серьезная напряженность.Но в 2010 году Греция, столкнувшаяся с непомерным долговым бременем и угрозой банкротства, попросила Россию купить ее государственные облигации, прежде чем она обратится за поддержкой к ЕС и к Международному валютному фонду. Владимир Путин, занимавший в то время должность премьер-министра, наотрез отказался.
А когда правительство под руководством партии СИРИЗА попыталось использовать Москву в качестве противовеса в ходе непростых переговоров с кредиторами, Путин рассказал о замыслах Греции тогдашнему президенту Франции Франсуа Олланду. Олланд позже написал мемуары, в которых сообщил, что Путин позвонил ему и сказал: "Греция попросила нас напечатать драхмы в России, потому что у них больше нет для этого печатного оборудования". Стало очевидно: прагматичное руководство России было уверено, что Греция не отойдет от своего стратегического альянса, а Москве не следует подвергать опасности свои отношения с Германией и Францией, которые могли обвинить ее в подрыве ЕС.
Россия была против заключенного в 2018 году Преспского соглашения, положившего конец многолетнему конфликту между Грецией и Северной Македонией. После его подписания Греция и Россия выдворили дипломатов друг друга, объявив их персонами нон-грата. О решении Греции объявил лично премьер-министр Алексис Ципрас, крайне раздраженный тем, что Россия поощряла агрессивную оппозицию, выступавшую против соглашения, в основном на севере Греции, а также в таких местах как Нафплион и Корфу. Москва внедрила своих людей в определенные религиозные круги и в местные органы власти, что встревожило греческое правительство, осведомленное об активной деятельности российской разведки.
Российско-греческие отношения были ослаблены присоединением Крыма в марте 2014 года и введенными в ответ санкциями ЕС. И хотя эти отношения не всегда функционировали в полной мере, они оставались на приемлемом уровне вплоть до февраля 2022 года, когда Москва начала специальную военную операцию на Украине. Были обмены визитами на высоком и среднем дипломатическом уровне, продолжалось сотрудничество в области энергетики, а греческая газовая компания DEPA и российский "Газпром" подписали пересмотренный контракт на более выгодных для греков условиях. Сохранялись культурные связи, а когда Греция в 2021 году праздновала двухсотую годовщину начала войны за независимость, было решено объявить этот год годом общей истории России и Греции. Мероприятия в рамках этого события проводились в обеих странах. "Газпром" попытался принять участие в приватизации DEPA, однако в последний момент пошел на попятный, когда ЕС выступил с возражениями. Очевидно, он изначально получил от Афин заверения в том, что Брюссель не станет возражать.
Между тем, Греция укрепляла свои отношения с США, а Россия начала формировать стратегическое партнерство с Турцией. Когда Москва поставила Анкаре высокоэффективные системы ПВО С-400, это встревожило греков. Не меньшее беспокойство вызвало у них строительство силами России атомных электростанций в Турции и осторожный, но предельно понятный наметанному глазу отход Москвы от устоявшихся дипломатических позиций. И даже когда министр иностранных дел Сергей Лавров в ходе своего визита в Афины в 2021 году выступил с позитивным заявлением, подтвердив право Греции расширить свои территориальные воды до 12 морских миль, он завуалировал его весьма двусмысленными выражениями, сказав: " Другое дело, когда территориальные воды, объявленные государством, вступают в противоречия с интересами соседнего государства. Если будет определено, что эти интересы легитимны с точки зрения Конвенции по морскому праву, то необходимо искать решения через диалог и баланс интересов". Таким образом, Лавров в некотором смысле занял позицию Турции, призывая обе стороны искать взаимопонимание в вопросе о территориальных водах, хотя это неотъемлемое право Греции. Конечно, такое же мнение выражают и наши западные партнеры.
Но прежде всего на путь ухудшения российско-греческие отношения поставили условия, созданные Грецией для США в Александруполисе, а также начатый Россией вооруженный конфликт на Украине. Москва считает, что перевозки армейских грузов, которые она относит к военным поставкам, из Александруполиса в Румынию и далее на Украину, являются враждебными действиями. Ее также беспокоит импорт сжиженного природного газа, осуществляемый в основном из США, но не только. Она считает это дальнейшим, пусть и незначительным, отходом европейского и балканского рынка от газа из России. Использование Александруполиса в качестве американской военной базы и беспрецедентное военное присутствие США в Греции еще больше убеждает Россию в том, что Афины являются послушным инструментом в руках Вашингтона.
Афины, со своей стороны, считают, что между российским ревизионизмом на Украине и турецким ревизионизмом в Греции есть немало сходств. Обе страны применяют аналогичную тактику запугивания и похожие пропагандистские методы. Обе заявляют о необходимости защищать родственное население. Поэтому Греция с самого начала решила встать на сторону Украины, тем более что Россия явно нарушает ее суверенитет, действуя вопреки всем принципам международного права. Даже турецкое требование о демилитаризации греческого острова, выдвигаемое для того, чтобы сделать его беззащитным, очень похоже на российскую позицию по разоружению Украины, так как вооруженная Украины якобы создает угрозу безопасности России. Такое сходство позиций Москвы и Анкары заставляет Афины открыто и безоговорочно поддерживать Киев. Обстрелы Мариуполя и близлежащих сел в 2022 году привели к гибели многих этнических греков. В июле Москва включила Грецию в список "недружественных стран", и это весьма показательно для нового состояния российско-греческих отношений.
Греческая сторона считает, что Россия отказалась от соблюдения норм международной законности, добившись отделения Абхазии и Южной Осетии от Грузии, аннексировав Крым, а затем почти пятую часть украинской территории. Россия поощряет и поддерживает ревизионистов по всему миру, один из которых является нашим соседом. С другой стороны, Москва, ищущая трещины в единстве Запада и возможности для захвата плацдармов, сталкивается с тем, что с Грецией это не пройдет, так как она составляет жесткую основу западного альянса. Многочисленные высылки российских дипломатов и греческое сближение с позициями Польши и прибалтийских государств доказывают это, хотя у этих стран иные исторические воспоминания. Подписание соглашения о безопасности с Киевом, на что намекает украинский президент Владимир Зеленский, станет для Греции новым решительным шагом к ухудшению и без того полуразрушенных отношений с Москвой. Такие соглашения уже подписаны с Канадой, Данией, Францией, Германией, Италией и Британией. Как сказал мне один российский представитель, тот период, когда Греция пользовалась относительным иммунитетом, закончился.
Автор: Константинос Филис (Constantinos Filis)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: