Необходимость контроля огромных океанских акваторий, ключевых морских торговых путей и судоходных каналов требует от глобальных игроков возможности спроецировать свою военную силу на удаленные театры боевых действий. Впереди планеты всей в данном отношении Соединенные Штаты с их 11 авианосцами, крупнейшим по численности Корпусом морской пехоты и военными базами по всему миру. Но существуют ли иные, более бюджетные альтернативы обеспечить присутствие в стратегически важном регионе?
«Крипторусский мир»
Поводом для написания данной публикации стало сообщение о том, что несколько российских предпринимателей от криптовалюты решили создать в нейтральных водах плавучий город, который они позиционируют как «территорию полной свободы и безопасности». Сей плавучий град может расположиться в Тихом океане примерно на полпути между Японией и Соединенными Штатами, а его предназначение сами прожектеры описывают так:
Мы выбрали локацию в нейтральных водах, всего в 370 км от штата Калифорния, где находится всемирно известная Кремниевая долина. Если вы криптоинвестор или крупный бизнесмен, всего за несколько часов на частном джете вы сможете долететь до нашего острова. Из Токио вы сможете добраться до нас в течении 4-5 часов. Мы не просто так выбрали эти координаты в нейтральных водах, Кремниевая долина давно перестала быть центром притяжения для инвесторов со всего мира, политика американских властей не способствует прогрессу и развитию технологий, поэтому мы предлагаем альтернативу всем желающим! Мы приглашаем всех, кто не может больше терпеть унижения от властей США, всех, кто устал от тотального давления американской налоговой системы на бизнес, всех, кто не может больше мириться с отсутствием перспектив в США и в других странах-сателлитах Америки.
Перспективы появления в будущем новых городов-государств в нейтральных водах Мирового океана криптоинвесторы связывают с таянием полярных льдов, из-за чего прибрежные крупные города могут уйти под воду. Гигантская морская платформа общей площадью в 30 000 гектаров будет пришвартована ко дну. На прилагающихся к прожекту картинках представлен город-сад, напоминающий уменьшенный в размерах Сингапур и сопровождаемый следующим описанием:
100 метров от платформы будут погружены в воду, а над поверхностью будут выступать около 250 метров. Внутри нашего мира будет достаточно пространства для размещения всего необходимого: от атомной электростанции до систем управления отходами и всевозможного индустриального оборудования. Более 70% острова будет покрыто растительностью. 80% прибрежной зоны мы оборудуем пристанями всех размеров для всех типов судов, в том числе и подводных. Взаимосвязанные системы будут генерировать 100% мощности, необходимой для работы электричества на всем острове: ветрогенераторы и уникальные подводные генераторы, работающие от силы течения в океане. Вся доступная площадь острова будет покрыта солнечными панелями, они будут расположены на всех крышах разнообразных строений.
Всего в морском офшорном «Русском мире» с повышенным комфортом смогут проживать до миллиона человек. Стоимость строительства оценивается в 1,7 миллиарда долларов, и любой желающий уже прямо сейчас может отнести свои денежки создателям, купив у них криптовалюту по сходной цене, пока она еще не выросла.
Верить или не верить в подобные инвестиционные прожекты, каждый решит сам. Однако в контексте де-факто идущей Третьей мировой определенный интерес вызывает сама концепция искусственных островов, которые могут иметь в том числе военное применение.
Боевой остров, или JMOB
Так, несмотря на наличие десятка АУГ и сотен военных баз по всему миру, США в ходе своей агрессии против Ирака столкнулись с проблемой размещения крупных ударных сил в сопредельных странах, которые упорствовали, не желая становиться плацдармами для американцев.
Тогда возникла концепция объединенной мобильной офшорной базы (JMOB), которую можно было бы собирать из отдельных модулей и адаптировать под различные задачи. Пять модулей, состоящих из самодвижущихся платформ, каждая размером примерно 300 на 150 м, высотой около 35 м, выстроенных в ряд, позволили бы взлетать и садиться любым современным самолетам. Внутренние объемы модулей могли бы использоваться для перевозки грузов и размещения личного состава.
В частности, на 5-модульной платформе можно было бы разместить 3,5 тысячи транспортных средств, 5 тысяч грузовых контейнеров и 150 самолетов, 300 тысяч тонн оборудования, 340 миллионов литров топлива и более 200 миллионов литров питьевой воды, а также 3 тысячи морских пехотинцев. Самоходные платформы могли бы пересекать океан на скорости 15 узлов (28 км/ч), что позволило бы за месяц добраться до любой точки в акватории земного шара.
Спратли: просто убавь воды
Любопытный американский проект пока что остается только на бумаге. Однако китайцы уже давно и успешно освоили технологию создания искусственных островов для военных целей.
Как известно, в Южно-Китайском море находится архипелаг Спратли, на территорию которого претендуют сразу несколько сопредельных государств – сам Китай, сепаратистский Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней. Исследования показали, что в его континентальном шельфе скрыто до 5,4 млрд баррелей нефти и до 55,1 трлн кубометров природного газа.
Решать проблему с посторонними претензиями на острова Пекин начал весьма оригинальным способом: на необитаемые рифы и песчаные мели намываются гигантские песочные массы, позволяющие превратить их в настоящие острова, способные выдерживать здания, взлетно-посадочные полосы для боевой авиации и прочее оборудование военного назначения. Ко всему прочему, создание новых островов в спорных водах позволяет КНР предъявлять претензии на экономические зоны в пределах 200 морских миль от каждого построенного им острова.
Эта строительная деятельность страшно нервирует соседей Китая и англосаксов, но пока что они ничего поделать с ней не могут.
Плавучие аэродромы
В некотором роде в данном направлении работают и в нашей стране. В частности, Невское проектно-конструкторское бюро прорабатывает возможность использования в Арктической зоне плавучих аэродромов.
Предполагается, что они будут предоставлять воздушным судам свои взлетно-посадочные полосы в любую погоду в суровых условиях Арктики. Очевидно, что это не совсем авианосец, вернее, совсем не авианосец в классическом понимании. Скорее это мобильная военная база, которая сможет использоваться в регионе со специфическими условиями.
Вопрос, что рациональнее, мобильная сборная конструкция или насыпной остров, пока что остается без однозначного ответа.
Сергей Маржецкий