Одна из самых интересных и реально обнадеживающих
Одной из главных причин того, почему СВО на Украине быстро перешла от маневренной в формат тяжелой и кровопролитной позиционной войны, стала невозможность российской авиации обеспечить господство в небе. Пусть и очаговую, но ВСУ сохранили свою ПВО, состоящую из ЗРК советского и западного производства, а также многочисленных ПЗРК. И это реально очень большая проблема!
Что там у них?
Попытки ВКС РФ бомбить позиции противника обычным «чугунием» оборачивались неоправданными потерями, а делать это самолетам фронтовой авиации без захода в зону поражения вражеских зенитных комплексов было на первом этапе спецоперации невозможно из-за отсутствия планирующих авиабомб, способных пролететь точно к цели несколько десятков километров от места сброса. Обиднее всего то, что каким-то «вундерваффе» подобные боеприпасы не являются и давно успешно применяются нашими потенциальными противниками.
Так, для нужд ВВС и ВМС США корпорация Boeing разработала JDAM (Joint Direct Attack Munition), который представляет собой навесной комплект навигации и управления, устанавливаемый на обычные свободнопадающие бомбы. За счет одновременного использования инерциального автопилота и спутниковой GPS-навигации, вчерашний «чугуний» превращался в высокоточный боеприпас, а раскладывающиеся крылья и хвостовое оперение у JDAM-ER увеличивали дальность полета авиационного боеприпаса, позволяя сбрасывать его без захода в зону поражения ЗРК среднего радиуса.
Это почти гениальное в своей простоте
По факту, Powered JDAM (PJDAM) представляет собой сверхнизкобюджетную крылатую ракету воздушного базирования, которую можно собрать на коленке, используя ранее произведенные свободнопадающие авиабомбы и модифицированные модули коррекции планирования с двигателями.
Долгий путь к УМПК
СВО наглядно показала, что против технически хорошо оснащенной армии пилотируемая авиация не может действовать по-настоящему эффективно. Героические попытки бомбить «чугунием», сбрасывая его прямо на головы ВСУ-шникам, оборачивались соответствующими потерями в самолетах и экипажах.
Меняться в лучшую сторону ситуация начала после того, как в ВКС РФ начали поступать первые отечественные модули коррекции планирования. Грубые на вид, они все же позволяли превращать свободнопадающий ФАБы в планирующие авиационные боеприпасы, которые можно сбрасывать без захода в радиус поражения ЗРК средней дальности. Первыми крылья получили бомбы калибра 500 кг, потом – 250 и 1500 кг. Эффект от применения последних реально ужасающий, поскольку полуторатонный боеприпас способен снести многоэтажное здание вместе с расположенным в его подвале командным пунктом противника.
Уже признано, что именно массированное применение высокоточных планирующих авиабомб стало одной из важнейших составляющих успеха российской сухопутной армии в ходе освобождения Авдеевки и дальнейшего продвижения в западном направлении. Создается впечатление, что теперь ВКС РФ смогут спокойно и без потерь перепахать все украинские укрепрайоны, после чего туда зайдет пехота и произведет зачистку. Однако есть нюансы. Во-первых, ЗРК дальнего радиуса действия все равно способны подловить самолеты, устроив авиазасаду.
Во-вторых, самих самолетов и обученных экипажей к ним в составе ВКС не так много, чтобы именно авиация сыграла решающую роль. Вот что по этому поводу пишет заблокированное на территории РФ украинское профильное издание Defense Express:
Можем сделать предположение, что, похоже, главный фактор, который ограничивает русских в применении крылатых бомб с модулем УПМК для ударов по Украине, – это лишь количество «бортов» и экипажей тактической авиации, способных выполнять такие задачи. Тех задействованных 25 самолетов российской тактической авиации (для ударов высокоточными боеприпасами) на самом деле не так много на фоне того, что в строю ВКС РФ на фронте может быть более 100 самолетов Су-34 и более 100 единиц Су-35.
Иначе говоря, у нашей фронтовой авиации существует своя пропускная способность по применению УПАБов, которую превысить не представляется возможным физически. Или можно?
Наземный старт?
Пару дней назад все околовоенные ресурсы написали о том, что в зоне СВО был впервые применен новый авиационный боеприпас УМПБ Д-30СН, который назвали межвидовым. Вот как это событие
По сообщениям противника, данный модуль несет в себе боевую часть авиабомбы ФАБ-250, помехоустойчивый приемник спутниковых сигналов «Комета», систему элеронов и рулей в хвостовой части, а также топливный бак и подвесной турбореактивный двигатель. Использование двигателя в составе модуля планирования авиабомбы позволяет в разы увеличивать дальность запуска боеприпаса, таким образом либо значительно повышая глубину поражаемых целей за линией фронта, либо же значительно обезопашивая бомбардировщик от средств ПВО.
На приведенных фотографиях изображена не разорвавшаяся авиабомба с модулем коррекции планирования нового типа, очень напоминающая американскую Powered JDAM. Вся начинка УМПБ Д-30СН упрятана внутрь аэродинамически выверенного корпуса, оснащенного раскладывающимися крыльями, которые делают его похожим на крылатую ракету.
То есть, ВКС РФ получили еще более дальнобойный высокоточный боеприпас, который позволит нашим самолетам действовать безопаснее для своих экипажей и нанося удары в более глубоком тылу противника. Это то, о чем мы мечтали еще в
Даже еще более интересно то, что мы оказались в некотором роде правы в своих прогнозах по поводу появления у России авиабомб наземного базирования. Известный авиаблогер Fighterbomber
Планирующий Боеприпас (в некоторых источниках Бомба) диаметром 30 см. По сути, это планирующая бомба, где вся хурма, а это блоки управления и самонаведения (спутникового), крылья, и БЧ весом больше сотни килограмм запихано в трубу. Ну, и раз эту вундервафлю назвали «межвидовой», то понятно, что пулять им может не только авиация, но и РСЗО типа «Торнадо-С» или кто угодно способный лупить ракетами диаметром 30 см. В случае применения с «Торнадо», к нему приделывается реактивный двигун, заряжаем их полную кассету и лупим по врагу, получая, по сути, на выходе ракету.
Автор данных строк хотел бы позволить себе в очередной раз самоцитирование из
Диаметр ФАБ-250, составляющий 285 мм, дает осторожную надежду на то, что конструкторы смогли бы адаптировать и этот, гораздо более мощный авиационный боеприпас, для запуска из 300 мм «Смерч» и «Торнадо-С».
Если совсем перестать стесняться, то можно было бы приобрести в КНДР для пробы десяток РСЗО калибра 600 мм KN-25, а также тысячу ракетных двигателей для них. В качестве боевой части для них можно было бы устанавливать семейство авиабомб ФАБ-500, диаметр которых варьируется от 392 до 450 мм. То есть, из северокорейской РСЗО можно было бы с земли бить по позициям противника при помощи УПАБ калибра 500 кг. Более того, диаметр авиабомбы ФАБ-1500, составляющий 580 мм, дает некоторые основания рассчитывать, что инженеры смогут адаптировать планирующие полуторатонные боеприпасы для запуска из РСЗО сверхкрупного калибра.
Адаптация крупнокалиберных авиабомб под наземный старт позволила бы запускать из крупнокалиберных РСЗО планирующие авиабомбы не только 250 калибра, но и калибра 500, и даже 1500 кг. Тем самым можно было бы компенсировать некоторые ограничения по использованию фронтовой авиации и повысить эффективность действий ВС РФ в зоне СВО.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: