С учётом
Сейм Латвии 22 февраля с. г.
Между тем в прошлом году импорт зерновых продуктов из РФ, по официальным латвийским данным, составил почти 424 тыс. тонн, что рекордно – почти на 60% больше, чем в 2022 году. Их стоимость составила 89,008 млн евро (рост на 11,7%). Кроме того,
По итогам 2023 года Латвия занимала менее 0,9% в российском агроэкспорте (385 млн. долл. из 43,1 млрд. долл.), однако для неё это составляет 7% от всего импорта,
Конечно, российскую долю на латвийском зерновом рынке теоретически можно заменить импортом из Франции, Северной Америки, из некоторых стран Восточной Европы, но эти поставки, по оценкам местных экспертов, обойдутся как минимум на 20% дороже в сравнении с зерновым импортом из России.
В то же время транзит российских зерновых на экспорт через латвийские железные дороги и порты Рига запрещать
В столь специфической ситуации попытаться сохранить и даже «приумножить» транзит российских зерновых, что называется, самое время. Как заявил министр земледелия Арманд Краузе, зерновые и другие сельхозгрузы из России (и Белоруссии) не будет разрешено ввозить в Латвию, но в то же самое время «мы не имеем права ограничивать возможности компаний других стран ЕС транспортировать российское зерно через Латвию в свои и другие пункты назначения». По прогнозам чиновника, в случае запрета на перевалку в Латвии зерновых из РФ (а их объем в текущем году прогнозируется в 4 млн. тонн) доходы портов сократятся на 60 млн. евро, а железных дорог – до 45 млн. евро. Проще говоря, себе дороже…
Латвийский бизнес вторит министру,
В этой связи, как ему, возможно, кажется, весьма прагматичен Владислав Шафранский, глава правления Ventspils Grain Terminal в латвийском порту Вентспилс (это один из крупнейших на Балтике зерно-экспортных терминалов): «Лучше пусть мы, Латвия, заработаем транзитные деньги». Тем более что через порты Латвии «российское зерно перенаправляется в том числе и в страны Центральной Африки». Вопрос только в том, получится ли эти деньги заработать в условиях текущей конфронтации, тем более что, по мнению президента Эдгара Ринкевича, принципы для латвийских предпринимателей важнее денег, а потому они должны быть готовыми разориться с единственной целью – насолить «восточному соседу». Да и бдительные соседи тут как тут: в ходе открывающейся 10 марта очередной сессии литовский сейм будет ходатайствовать в Еврокомиссии о запрете на импорт и транзит российского зерна в страны ЕС,
Официальное обоснование всего этого безумия – «обеспечение безопасности сельскохозяйственного рынка Польши и Европы», а также смягчение негативного воздействия на сельскохозяйственную отрасль «зелёной повестки» – выглядит тем более смехотворно на фоне непрекращающихся акций фермеров во многих европейских странах, выступающих против ввозимого с территории бывшей Украинской ССР «беспошлинного» зерна.
Возвращаясь же к обитателям Рижского взморья, отметим, что рукотворная дестабилизация как европейского, так и местного продовольственного рынка подводит к мысли о том, что упомянутый прогноз латвийского министра относительно 4 млн. тонн транзита зерновых из РФ в 2024 г. напоминает несбыточные мечтания. Хотя бы потому, что с начала 2020-х гг. увеличиваются мощности большинства морских портов России, в том числе для того, чтобы основная часть российского экспорта зерновых уже с 2024 года осуществлялась через российские же порты. Так, в 2023 г. Ленинградская область на 58% увеличила экспорт рыбы и морепродуктов, масложировой и зерновой продукции. Чем дальше, тем больше Латвия и её некогда построенные советской властью порты будут смещаться на периферию регионального продовольственного транзита, стоящего перед серьёзными вызовами в условиях развязанной Западом конфронтации.
Фото: logirus.ru
Читайте нас: