Больше боеприпасов, больше оружия, больше инвестиций. Европа выходит на тропу войны. Страны ЕС наращивают расходы на оборону, а ЕС, как организация, сильно смещает фокус на оборону, стремясь защититься от внешних угроз в неспокойные времена.
«Угроза войны, возможно, не является прямой, но она и не невозможна. Европе пришло время сделать шаг вперед.», говорит президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Это еще один шаг к смене парадигмы в ЕС, когда теперь некоторые страны-члены вроде Бельгии уже обсуждают возврат к службе по призыву, тогда как другие, вроде Швеции, призывают граждан морально готовиться к войне.
Выступление фон дер Ляйен — лишь последнее из множества заявлений, предупреждающих о рисках нападения Путиным на какую-то европейскую страну из числа стран НАТО, чтобы проверить обязательства альянса по взаимной обороне. «Наши эксперты ожидают, что через пять-восемь лет это станет возможным», предупредил несколько недель назад министр обороны Германии Борис Писториус. Однако министр обороны Дании Троэлс Лунд Поульсен считает, что возможная атака может произойти раньше. «Еще в 2023 году у НАТО не было таких оценок. Сейчас, с новыми данными, это становится актуальным», говорит он.
Россия, переориентировавшая свою экономику на оборонное производство, также получает помощь от Ирана и Северной Кореи. На этом фоне промышленность ЕС увеличила свои производственные мощности на 40%. Но компании заявляют, что им нужны долгосрочные заказы, и члены ЕС пока этого так и не достигли.
Стратегия сдерживания
Европейская комиссия сейчас работает над новой оборонно-промышленной стратегией по стимулированию производства оружия, которое в данный момент фрагментировано и неравномерно. В рамках этой стратегии предполагается система взаимных покупок. Цель — расширить использование этой системы для увеличения количества заказов и обеспечить непрерывность поставок.
Внутри НАТО уровень боеготовности не изменился. Так действительно ли возможно, что Путин нападет где-то еще кроме территории Украины? «Хотя мы не можем исключить вероятность отдельных агрессивных действий, Россия в данный момент не кажется способной выдержать военное нападение на страну НАТО», считает директор офиса Королевского института Элькано в Брюсселе Луис Симон. В среднесрочной перспективе, говорит эксперт, все будет зависеть от развития ситуации на Украине и того, какое политическое направление реализуется в США. «Даже при неблагоприятном развитии событий в этих областях, похоже, что Россия не в состоянии продолжать широкомасштабное военное наступление против страны НАТО, поскольку потребуется время на восстановление структуры ее армии», добавляет Симон.
К этому следует добавить вступление Финляндии и Швеции в НАТО. Сейчас блок насчитывает 32 члена, включая две страны Северной Европы, что дополнительно укрепляет оборону стран Балтии.
Ядерные арсеналы
Все эти все более серьезные предупреждения призваны помочь общественности понять, какие изменения можно ожидать, говорит источник в НАТО. Риск нападения России остается очень низким. Но если война на Украине закончится для России положительно, то она сможет восстановить свои силы с помощью военной экономики. И если Трамп победит на ноябрьских президентских выборах, а в Восточной Азии возникнет турбулентность, которая отвлечет Вашингтон, то ничего нельзя будет исключать.
Возможная победа Трампа, который ставил под вопрос обязательства по взаимопомощи между странами НАТО, может вынудить начать сложные дебаты о ядерной защите Европы. Франция, единственная страна-член ЕС, обладающая ядерным оружием, недавно предложила начать дебаты по этому вопросу со своими партнерами. Также ядерное оружие есть у Великобритании. Хотя их общие запасы меньше чем у России, сотни боеголовок все же обладают существенным сдерживающим потенциалом.
При каких обстоятельствах и на каких условиях Лондон и Париж могли бы рассмотреть возможность действий по защите кого-то из европейских партнёров? Вопрос очень актуальный, и возможно его действительно придется решать после ноябрьских выборов в США.
Трения в Европе
Еще одним важным вопросом будет повышение оперативной совместимости вооружений европейских армий. Фрагментация в Европе очень большая. Например, в рамках совместного немецко-голландского подразделения обе стороны используют 155-мм боеприпасы, однако они не взаимозаменяемы из-за некоторых особенностей их производства.
Укрепление европейской обороны вызовет борьбу за власть в нескольких плоскостях: между Еврокомиссией и Советом ЕС, между Брюсселем и странами ЕС, а также между ЕС и НАТО.
Эти трения имеются уже сейчас. Вот уже нескольких месяцев ЕС пытается утвердить специальную программу финансирования вооружений для Украины с первым траншем в 5 миллиардов евро. Франция и Германия спорят по поводу основной краткосрочной стратегии: Париж требует внутриевропейские закупки, тогда как Берлин отстаивает срочные закупки.
Тем временем предупреждения продолжаются. Недавно президент Франции Макрон заявил о том, что не исключена отправка войск НАТО на территорию Украины. Это заявление французского лидера, соответствующее так называемой стратегии «неоднозначности» — то есть, не предоставлять противнику никакой определенной информации, вызвало целый шквал заявлений со стороны Германии, Великобритании, Швеции, Польши и Испании, исключивших отправку своих войск. Но здесь можно вспомнить Берлин, который поначалу ограничивался отправкой Украине касок и спальных мешков, в итоге закончив поставками танков и артиллерии.
Читайте нас: