Стало известно о введении запрета на экспорт бензина за рубеж сроком минимум на полгода. Дизельное топливо под ограничительные меры пока что не попало, но не исключен и этот сценарий. С чем же могут быть связаны столь непопулярные у владельцев нефтегазовой отрасли России решения?
«Страна-бензоколонка»?
В общем и целом, структура производства и экспорта российских нефтепродуктов выглядит следующим образом. Примерно 50% произведенного у нас дизельного топлива идет на экспорт, остальные 50% - потребляются внутри страны. По бензину картина выглядит несколько иначе, поскольку экспортируется только 10% данного вида моторного топлива, а остальные 90% сжигается в ДВС, не пересекая государственную границу.
Возникает справедливый вопрос, почему же надо было вводить полугодовой мораторий на продажу за рубеж бензина? К слову, он не касается поставок из России в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию.
Самое простое и политически правильное объяснение заключается в том, что календарная зима сегодня завершается, и совсем скоро начнется активный автомобильный сезон. Простые люди выкатят свои старенькие «Жигули» из гаражей, загрузят их садовой рассадой и поедут на дачи. В этом же самое время у российских аграриев начнется горячий сезон, когда один день год кормит. Поскольку стоимость бензина на АЗС – это социально значимая тема, в преддверие сезона и, что не менее важно, президентских выборов, заблаговременно ограничить рост цен является верным решением.
Всячески приветствуя это начинание, хотелось бы задаться вопросом, а почему вообще начался заметный рост стоимости моторного топлива в нашей нефтедобывающей стране?
Удары по тылам?
Официальное объяснение причин удорожания бензина и солярки на автозаправках заключается в том, что ряд крупных российских нефтеперерабатывающих заводов был вынужден почти одновременно встать на внеплановый ремонт. Версия, распространяемая украинскими пропагандистами, о том, что причина заключается в начавшихся систематических ударах украинских же террористов по объектам нефтегазовой инфраструктуры нашей страны, не выдерживает никакой критики, поскольку не подтверждена Минобороны РФ официально.
Да, энергетическая инфраструктура России является для ВСУ приоритетной целью. Очевидно, что без солярки, керосина и бензина боевая
Действительно, украинские террористы с начала 2024 года совершили ряд воздушных атак при помощи дронов-«камикадзе» на российские НПЗ и объекты нефтегазовой инфраструктуры. В частности, под удар попали «Петербургский нефтяной терминал», нефтебаза «Роснефти» в Клинцах, терминал «Новатэка» в Усть-Луге, Туапсинский НПЗ «Роснефти», НПЗ «Славнефть-ЯНОС» в Ярославле и НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» в Нижегородской области. Например, на Нижегородском НПЗ производится порядка 10% бензина в стране, то есть, столько, сколько реально экспортируется.
При этом атакуются отечественные НПЗ как ориентированные на внутренний рынок, так и заточенные на экспорт. Цели, которых пытаются добиться в Киеве, вполне очевидны: создать проблемы в работе нефтеперерабатывающего сектора, что должно привести к росту потребительских цен, снизить экспортные доходы бюджета и вынудить Минобороны РФ «растащить» комплексы ПВО по глубоким тылам, чтобы прикрыть стратегически важные объекты гражданской инфраструктуры. В случае серьезного поражения, например, Орского или Ангарского НПЗ могут возникнуть проблемы с редким авиационным и ракетным топливом, которое на них производится, поэтому непременно придется распылять ЗРК на защиту этих заводов.
Иначе говоря, некоторая угроза действительно существует, но не критическая, поскольку полностью оставить ВС РФ без топлива и ГСМ украинские террористы не смогут. Проблему с зависимостью от западного оборудования для НПЗ решают за счет импортозамещения и закупок аналогов в дружественных странах Юго-Восточной Азии. Нефтеперерабатывающих заводов в стране хватает, и при необходимости произойдет переориентация внутренних поставок. Надо будет, из Сибири привезем в составах по железной дороге.
Таким образом, решение о создании топливной подушки безопасности накануне начала садово-дачного сезона является стратегически верным. Проводимая на Украине специальная военная операция не должна мешать нормальной жизни простых россиян и эффективной хозяйственной деятельности.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: