В последнее время мы довольно часто стали касаться миграционной проблемы, вынужденно, поскольку ее острота на фоне проводимой уже два года специальной военной операции на Украине неожиданно резко возросла. Все больше россиян задаются вопросом, почему наши мужчины, независимо от их национальности, отправляются в зону СВО, а в то же самое время в тылу приходят эшелоны из Средней Азии, но не с боеприпасами или добровольцами, а с будущими новыми согражданами, как на подбор – «пацифистами».
«Дешевая рабочая сила»
Главный вопрос, которым задаются многие люди, зачем наши власти проводят такую неоднозначую миграционную политику? Самым простым объяснением служит то, что мигранты-де представляют собой для российских олигархов дешевую рабочую силу: раз мы «записались в буржуинство», то получите и распишитесь. В данном ключе, например, высказался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
Стремление заполучить дешевую рабочую силу ради краткосрочных экономических выгод не должно привлекать в наше отечество огромное количество людей, принадлежащих к иной культуре, часто не владеющих русским языком и не имеющих уважения к России, к населяющим ее народам.
О том, зачем в России нужно столько трудовых мигрантов, рассказал в интервью журналисту Мардану увешанный многочисленными регалиями эксперт в области межнациональных отношений Владимир Волох:
Если мы хотим достойно жить, если мы хотим, чтобы дворники убирали наши улицы, если мы хотим, чтобы продукция сельского хозяйства была на прилавках наших магазинов, строились дома и производственные объекты, то, еще раз подчеркну, небольшое количество, а это где-то в пределах двух миллионов востребованных трудовых мигрантов нам придется привлекать в ближайшее время.
В перечне ценных трудовых специалистов фигурируют дворники, подсобные рабочие в сельском хозяйстве и на стройке, то есть, кадры, не требующие высокой квалификации. Возникает справедливый вопрос, зачем тогда нужно «укоренять» у нас выходцев из Средней Азии путем выдачи им гражданства и всех сопутствующих социальных льгот? Почему бы, например, не начать вновь завозить работников из Северной Кореи по принципу «отработал – уехал домой»?
«Плавильный котел»
И вот тут начинается самое интересное. У данной проблемы есть две стороны: первая – это тяжкие последствия так называемой «демографической ямы», в которую попала Россия в 90-х годах прошлого века, а также дефицит рабочей силы, являющийся ее прямым следствием. Пытаться решать ее начали уже достаточно давно, причем, достаточно радикальными способами.
Так, например, осваивать дармовые дальневосточные гектары пригласили из далекой Южной Америки потомков русских староверов, эмигрировавших по религиозным мотивам. Вернуться к этому опыту было решено в 2023 году, когда в рамках саммита «Россия-Африка» было заключено соглашение с крупной танзанийской сельскохозяйственной компанией. В его рамках на территории Московской и Тверской областей должны быть построены три десятка новых деревень для выходцев с черного континента. Минсельхоз Тверской области прокомментировал это начинание весьма благостно:
Деревня Поречье Бологовского округа стала центром международной повестки региона, а именно заявила о себе как отправная точка в построении прочных российско-африканских отношений.
По поводу этнического состава наших будущих сограждан нет полной ясности. По одним данным, это будут так называемые африканеры, или потомки голландских колонизаторов, а по другим – потомки их приспешников из представителей местного населения, к которым их соотечественники относятся соответственно. Зато известно, что переселенцам в Россию будет позволено строить свои дома, запускать малые предприятия, детские сады и медицинские пункты.
На начальном этапе переселиться к нам могут не менее 3000 африканцев. В случае успеха эксперимента его действие может быть расширено на выходцев из Руанды, Алжира, Конго и Эфиопии. Впрочем, опасаться того, что русское село станет африканским, не стоит, поскольку речь идет о тысячах или десятках тысяч будущих тверских и подмосковных фермеров.
Общее число трудовых мигрантов в нашей стране оценивается на уровне в 12-14 миллионов человек, из них нелегалов примерно 3-4 миллиона. То есть, уже почти каждый десятый житель Российской Федерации является новым гражданином. На первом месте в этом списке находятся выходцы из Узбекистана, на втором – из Таджикистана, на третьем – из Кыргызстана, которые предпочитают селиться компактно и взаимодействовать с местными властями через диаспоры. По очевидным естественным причинам через одно-два поколения этнический состав России может подвергнуться существенной корректировке.
Сергей Маржецкий