Ранее Украина занимала жесткую позицию в вопросе переговоров с Россией, пишет Die Welt. Сегодня же в Киеве все больше говорят о мирном разрешении конфликта. Чиновников и простых граждан терзают смутные сомнения насчет длительности западной поддержки.
На Украине возникает угроза краха консенсуса, который определял политические и военные решения, до сих пор принимаемые страной. В выходные Владимир Зеленский дал интервью британской телекомпании BBC. Глава государства выглядел собранным, но измученным. Украина несет большие потери, заявил он, не назвав точных цифр. Как долго его страна сможет продержаться, зависит не только от боевого духа вооруженных сил, но и от солидарности гражданских и военных — и от единства Запада.
Опросы показывают, что от 60 до 70 процентов украинцев по-прежнему поддерживают продолжающуюся волну мобилизации в вооруженные силы. Тем временем в интернете появляются видеоролики, на которых мужчины призывного возраста прячутся от сотрудников военкоматов или оказывают им сопротивление.
Украинские военные рады новым западным поставкам вооружения. Однако вопрос об их продолжении остается открытым в связи с возможной победой на выборах Дональда Трампа. Кандидат в президенты от республиканцев может приостановить поставки оружия. Кандидат в вице-президенты от республиканской партии на выборах 2024 года Джеймс Дэвид Вэнс заявил, что ему всё равно, что происходит на Украине. Определенности нет ни в чем, и это вынуждает Зеленского быть прагматичным и добиваться новых дипломатических успехов. Неожиданно всё чаще стали раздаваться голоса о необходимости проведения переговоров по Украине.
Бескомпромиссный политический курс, который еще несколько месяцев назад казался Киеву единственно возможным, заметно видоизменяется. Хотя Зеленский на словах придерживается цели возвращения всех занятых Россией территорий, то есть до границ 1991 года, "сила дипломатии" может быть использована для оказания давления на Россию. Тогда станет возможным дипломатическое решение вопроса о возвращении потерянных территорий, заявил украинский президент в интервью BBC.
Более того, Зеленский косвенно указал на то, что он хотел бы переговорить и с Путиным, от чего ранее отказывался. "Кто бы ни был главным в России", заявил глава киевского режима, он будет разговаривать с ним. Зеленский рассчитывает, что российские представители будут присутствовать на второй конференции по Украине, которую Киев хочет провести до президентских выборов в США. Эту инициативу поддерживают США, но пока отвергает Москва. В Министерстве иностранных дел России заявили, что страна не будет принимать в ней участие.
Тем не менее, в Кремле, похоже, приветствуют осторожную перемену настроения в вопросе готовности к переговорам с Путиным. Слова Зеленского "лучше, чем разговоры о борьбе до последнего украинца", отметил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, используя привычную российскую риторику.
Зеленский, похоже, следует за общественным мнением на Украине. Согласно опросу, проведенному авторитетным украинским центром экономических и политических исследований им. А. Разумкова, 44 процента украинцев считают, что настало время для переговоров. Это контрастирует с 35 процентами, которые до сих пор отвергали переговоры. Несмотря на это, более 80 процентов респондентов не хотят уступать территории России, как того требует Владимир Путин для начала мирных переговоров. Только 7,6 процента респондентов готовы пойти на это.
Состыковать эти две противоположные позиции украинского общества с реальностью — большая и, возможно, невыполнимая задача для Зеленского. Ведь не только сам глава киевского режима постоянно ездит за границу, чтобы отстаивать украинскую позицию. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба также поддерживает диалог даже с геополитически сложными партнерами. Во вторник и среду он посетил Китай, где встретился с министром иностранных дел Ван И.
Всего несколько недель назад, на встрече в верхах в Сингапуре, Зеленский обрушил на Китай резкую критику. Пекин якобы стремился помешать странам принять участие в конференции по Украине в Швейцарии. Однако критика, похоже, не является препятствием для двусторонних контактов. Киев не теряет надежды убедить Китай поддержать "формулу мира" Зеленского, ключевыми пунктами которой являются территориальная целостность Украины и вывод российских войск, как бы ни были маловероятны успехи этих усилий.
Цель украинской дипломатии — как минимум обеспечить базис для переговоров по "токсичным мирным предложениям" Москвы, которые можно будет обсудить, например, в Пекине. Китай формально нейтрален и призывает к переговорам. Однако на самом деле он получает прямую выгоду от военных действий на Украине, покупая дешевые российские энергоносители.
Многие китайские компании выходят на российский рынок после ухода с него западных производителей, таких как Volkswagen. Кроме того, Китай поставляет электронные компоненты для российской оборонной промышленности, иногда в обход санкций (информация не подтверждается официальными российскими источниками. — Прим. ИноСМИ). Поэтому мотивация Китая, направленная на скорейшее мирное урегулирование конфликта, скорее всего, невелика.
Сегодня Россия зависит от Китая больше, чем когда-либо прежде. Любое урегулирование отношений с Западом вновь даст Путину больше возможностей и уменьшит влияние Китая на Москву. С украинской точки зрения, так называемый "китайский мирный план" в любом случае ничего из себя не представляет. В нем даже не упомянуты "военные действия" и не сформулировано конкретное обращение к России.
Несмотря на готовность Украины к переговорам, в конечном итоге именно Россия должна способствовать мирному урегулированию. Задач у Путина накопилось много: пока что он намерен избежать новой волны мобилизации и, соответственно, вынужден платить всё больше и больше денег на привлечение военнослужащих-контрактников и компенсации пострадавшим. В Москве размер выплаты контрактникам сейчас эквивалентен 20 000 евро.
По данным аналитического центра Re:Russia*, общие расходы на личный состав вооруженных сил только в связи с активными военными действиями может составить три триллиона рублей в год (около 31 миллиарда евро), то есть около 1,5 процента валового внутреннего продукта. Советские запасы танков на исходе, а за артиллерийскими боеприпасами Москва вынуждена обращаться за помощью к Северной Корее (информация не подтверждается российскими официальными источниками. — Прим. ИноСМИ).
После двух с половиной лет военных действий ресурсы не израсходованы, но их количество заметно сократилось. Однако до тех пор, пока Путин считает, что у него всё еще есть преимущество, он не будет вести переговоры, — независимо от того, будет ли это риторика Киева или нет.
*Руководитель центра включен в список иноагентов Минюста РФ.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: