Последняя декада февраля ознаменовалась рядом круглых дат. И речь не об очередной годовщине СВО. Конечно, мы имеем в виду десятилетний юбилей кровавых и страшных событий на центральной площади некогда русского города Киева, получивших лаконичное название «майдан». Десять лет майдану. Достаточно большой промежуток времени, чтобы можно было подводить определённые итоги. Впрочем, результаты победы «всеукраинской революции» настолько обширны в своём отрицательном значении, что их перечислению и анализу можно посвятить отдельную работу.
Чего только стоит уникальный пример «отрицательного роста» киевского метрополитена, который, в отличие от своих коллег по СНГ, не прирастал новыми станциями, а избавлялся от них путём подтопления и последующего закрытия. В то же время такой «отрицательный рост» характерен для всего на постмайданной Украине. Территории, населённые пункты, народонаселение, экономика, авиаперевозки, портовая инфраструктура и т. д. и т. п.
Разумеется, очевиден тот факт (хотя и не всеми признаётся), что повинны в этой плачевной для незалэжной ситуации события десятилетней давности, а также политики, которые на волне этих событий пришли к власти. Конечно, главным виновником, бенефициаром и злодеем в этой трагедии, разыгравшейся в Юго-Западном крае Руси, является Запад. Но всё же творит он своё зло руками совершенно конкретных местных петрушек.
Ведь примеры того, как национально ориентированные власти в меру своих возможностей хотя бы пытаются противодействовать преступной политике гегемона у себя в стране, тоже имеются. Взять того же премьера Венгрии Виктора Орбана или его коллегу из Словакии Роберта Фицо. И даже Грузия, пережившая свой собственный майдан и проамериканскую политику, упорно сопротивляется всем попыткам закинуть её в топку глобальной войны путём прямой конфронтации с Россией.
Впрочем, подобные примеры единичны. Большинство же «прозападных» политических систем находится в цепких лапах своих хозяев и делают они со своими государствами то, что им прикажут. Чего только стоит «ливерная колбаса» и его команда, представительница которой глава МИД ФРГ Анналена Бербок прямым текстом заявила: «Неважно, что думают мои немецкие избиратели, я хочу сдержать обещание народу Украины». Примечательно также, как по этому поводу высказался наш президент в интервью журналисту Павлу Зарубину: «Но она [Бербок], на мой взгляд, враждебно относится и к своей собственной стране, потому что трудно себе представить, чтобы политик такого ранга с таким пренебрежением относился к экономическим интересам своей страны, своего народа».
Не менее послушным исполнителем является и армянский лидер Никол Пашинян. Его стараниями Армения стремительно движется в направлении самоликвидации (не без помощи старинных соседей, разумеется).
Но вернёмся к Украине. Всё же обширность, культурно-образовательный и экономический потенциал этого квазигосударственного образования когда-то могли вселять хоть какую-то надежду на проведение его властями политики, отвечающей народным интересам. Но вместо этого эти самые интересы были подменены религиозного масштаба мрией — ЕС.
Нынешняя Украина — жалкое зрелище. Её жители имеют все основания завидовать своим коллегам по постсоветскому пространству, то есть бывшим советским республикам. По меньшей мере у них нет войны и насильственной мобилизации. А ещё экономическое развитие и социальная стабильность. Не секрет, что маленькая не имеющая выхода к морю Белоруссия являет пример гораздо более успешного государства, нежели её незадачливая, хотя когда-то более богатая и большая южная соседка. Казахстан и Азербайджан демонстрируют экономический рост. И даже Узбекистан обогнал Украину по количеству населения и потенциалу развития.
А ведь когда-то бывшая УССР была второй по размеру экономики и населению после собственно России среди всех бывших республик Советского Союза. Откровенно говоря, это было второе по величине (во всех смыслах) русское государство на постсоветском пространстве. И что же теперь?
Как можно было спустить в трубу такое наследие и такой потенциал? Как можно было довести ситуацию до такого критического состояния?
На наш взгляд, украинские политики на протяжении всех лет незалэжности принимали очень странные решения, которые сводили на нет все возможности сохранения Украины.
Русский язык и борьба с ним
Думается, одной из главных первопричин украинских бед является проблема статуса русского языка, которую власти незалэжной сначала не замечали, потом игнорировали, а затем и вовсе стали всячески противодействовать её решению путём откровенной языковой борьбы.
Всё это очень странно, абсолютно иррационально. Будто бы перед нами история со страниц романа Франца Кафки. Страна, в которой подавляющее большинство населения говорит на русском языке и для которого этот язык является родным, не принимает его в качестве государственного. Более того, у языка большинства вообще нет никакого статуса. Словно бы и нет вовсе ничего похожего на двуязычие, а искусственный украинский язык является единственным средством общения на территории данного государства.
Вот только реальность носила и по сей день носит совершенно другой характер. Всем, кто бывал на Украине и смотрел укро-ТВ, знакома ситуация: ведущий телепрограммы задаёт свои вопросы на мове, а его гость отвечает на русском. И сейчас самые популярные медийные личности общаются в эфирах на русском языке.
Как при таком положении вещей можно не замечать языковых потребностей большинства? Понятно, что последние десять лет, ознаменованных победой майдана, идёт целенаправленная борьба со всем русским и насильственная украинизация. Ну а раньше? Что мешало сделать русский язык государственным?
Более того, подобная глупость является уникальной в мировой практике. На планете существует огромное количество государств, в которых в ходу несколько и более языков, и все они имеют тот или иной статус, закреплённый законодательно. В этом и кроется секрет территориальной целостности стран. Россия, Индонезия, Индия — хорошие тому примеры. Впрочем, и западные страны, на которые ориентирована Украина, понимают всю важность данного вопроса. В Канаде официальными являются английский и французский языки, в Финляндии — финский и шведский. При этом стоит отметить, что на французском языке говорят в основном в канадской провинции Квебек, а шведский в Финляндии является родным лишь для нескольких процентов населения. И это не мешает их государственному признанию.
В этом смысле Украина воистину уникальное место. Не признавать язык большинства — это сильно. Сильно глупо.
Очевидно, что языковой вопрос — одна из первопричин украинского гражданского конфликта.
К слову, в соседней Белоруссии русский язык является официальным. И да, Белоруссия до сих пор находится в границах 1991 года.
Стремление оторваться от России
Ещё одна политическая глупость, которая привела Украину туда, где она сейчас находится. Очевидно, что огромный и когда-то открытый для экономики незалэжной российский рынок, а также оставшаяся с советских времён масштабная система кооперации предприятий были способны обеспечить укрогражданам вполне достойное безбедное существование. Но это извечное стремление евроукра на историческую родину, в ЕС…
Мечта беспрепятственно выезжать в Европу для сбора сезонных ягод окончательно поборола здравый смысл.
Вспоминаются введённые, кажется при Ющенко, издевательские миграционные карты, которые надо было заполнять при въезде на Украину, в которых было только два языка — английский и украинский. Да, это было настоящее издевательство, в том числе над русскими туристами, въезжавшими миллионами на черноморские курорты нэньки.
Что ж, остаётся искренне порадоваться за отечественного производителя, потому что с прилавков наших магазинов наконец-то исчезли кетчуп «Чумак» и когда-то безальтернативная «Силь».
А как же «ридна маты» Европа? Принимает с распростёртыми руками «чудесные» украинские товары? Кажется, не с большим удовольствием. Во всяком случае, поляки повадились в последнее время блокировать автомобильные и железные дороги и ссыпать на землю содержимое фур и вагонов, в которых на «священный» Запад вывозится продукция Made in Ukraine.
Туристы из ЕС тоже не торопятся заменить собой миллионы отдыхающих из России и Белоруссии.
Кстати, вновь о Белоруссии. Уж извините, сложно удержаться от проведения аналогий. Новенькие белорусские автобусы и троллейбусы благополучно колесят по российским городам в качестве общественного транспорта. Холодильники «Атлант» в почёте у многих россиян. Знаменитые минские тракторы по-прежнему массово работают на огромных просторах России и стран СНГ. А Минский завод колёсных тягачей и вовсе выпускает шасси для ОТРК «Искандер».
В свою очередь, не так давно, в 2020 году, в Белоруссии вступила в строй первая АЭС, а Минский метрополитен прирос третьей линий метро, догнав по этому показателю киевского собрата. Ну и пару слов о безопасности: теперь в Белоруссии размещено российское ядерное оружие.
Как видим, дружить с Россией на порядок выгоднее, чем враждовать. Об «успехах» Украины за этот же временной промежуток читатель знает и сам.
Отказ от федерализации
Конечно, изначально смысла в какой-либо федерализации Украины не было. Что поделаешь, русская это страна, как ни крути! Но в контексте постмайданных событий решение о федеративном устройстве этой страны, возможно, могло бы спасти жизни многих и многих жителей незалэжной.
В конце концов, не будем забывать о том, что на Украине есть национальные окраины. Венгры, румыны, молдаване. Про крымских татар не будем упоминать, так как они уже давно проживают на территории Российской Федерации.
И именно эта мера теоретически могла сохранить Донбасс в составе укрогосударства. Но гордые евроукры отказались от этого и потеряли самый промышленно развитый регион, который давал 20 проц. экономики незалэжной.
Теперь они с таким же шизофреническим упорством пытаются его вернуть, прекрасно понимая где-то внутри, что жители многострадального и героического Донбасса никогда уже не будут частью Украины.
Что ж, обозначенные выше пункты, демонстрирующие фатальную и самоубийственную глупость украинской власти, лишь доказывают искусственность государственности незалэжной. И шансов стать настоящей страной у неё просто нет.
Сергей Газетный,
Читайте нас: