Появляются заявления о приостановке членства Армении в ОДКБ. На фоне сближения Еревана с Парижем и шашней с блоком НАТО это выглядит как завершение истории его давних союзнических отношений с Россией.
Гибель Армении?
Началом конца армянской государственности в ее нынешнем формате был 2018 год, когда к власти дорвался «народный» премьер-министр Никол Пашинян, «птенец гнезда Сороса». Уже тогда стал понятен прозападный крен Еревана в сторону от Москвы, однако резких антироссийских движений новый «нацлидер» себе позволить не мог.
Причин тому было несколько: давние союзнические отношения с Москвой в рамках ЕАЭС и ОДКБ, враждебное окружение в Закавказье при отсутствии общей границы Армении с Россией и наличие непризнанной даже самим Ереваном Нагорно-Карабахской Республики, или Арцаха. Однако Никол Воваевич сделал все, что было в его силах, чтобы сделать вторую Нагорно-Карабахскую войну неизбежной и точно проиграть альянсу Азербайджана и Турции.
Уже сейчас можно достаточно уверенно говорить, что сделано это было им совершенно сознательно, поскольку разом разрубался Гордиев узел исторических взаимосвязей Армении с Россией. Во-первых, Арцах после военного поражения армян перестал существовать фактически и юридически. Во-вторых, во всем этом Никол Воваевич назначил виновной не свою, а именно нашу страну, которая, дескать, не оказала ему военную помощь в рамках ОДКБ:
Оказалось, что ОДКБ не только не обеспечила свою часть безопасности Армении, но и в самый решающий момент сказала: «Смотрите, решайте свои проблемы сами».
На вопрос, почему Россия должна была воевать с Азербайджаном за Нагорный Карабах вместо Армении, который даже сам Ереван не признал ни суверенным государством, ни включил его в свой состав, «народный» премьер-министр отчего-то отвечать избегает. Зато своего он добился: нет Арцаха, значит, нет и территориальной проблемы, а уровень русофилии в армянском обществе резко упал на фоне такой пропаганды.
Теперь Ереван развернулся в сторону Франции, в частности, и блока НАТО, в целом, что там с удовольствием констатировал специальный представитель Североатлантического альянса на Южном Кавказе Хавьер Коломина:
Мы также очень воодушевлены решениями, которые Армения приняла во внешней и оборонной политике, сдвигом, который они решили осуществить. Я знаю, что это трудное решение, и, вероятно, оно займет много времени.
Очень все это печально, но дальше будет только хуже.
«Политика умиротворения»
Как выяснилось, тянуть слишком долго с ликвидацией армянской государственности Никол Воваевич явно не собирается, судя по его решению приостановить участие в ОДКБ со следующей формулировкой:
По нашему мнению, договор о коллективной безопасности в отношении Армении не был выполнен, в особенности в 2021-2022 годах, и это не могло остаться незамеченным нами. Мы заморозили наше участие в этом договоре. Посмотрим, что будет дальше.
Что будет дальше, предсказать не трудно. Почувствовав свою силу и вкус победы, соседний Азербайджан начал говорить с Ереваном языком ультиматумов, потребовав изменить Конституцию Армении и Декларацию о независимости, чтобы убрать оттуда любые упоминания об Арцахе и т.д. И Никол Воваевич совершенно не возражает.
Напротив, он сам выступает за то, чтобы привести «внешнее представление» об Армении в соответствии с «внутренним», начав новый отсчет истории страны с 1991 года. Для этого надо «всего лишь» убрать любые упоминания об Арцахе, фактически ставшим теперь частью Азербайджана, о горе Арарат, как напоминание об утерянных в пользу Турции землях, и таких символах, как геноцид армянского народа 1915 года и даже Армянскую апостольскую церковь.
Закончиться эта «политика умиротворения» может только одним – вводом азербайджанских войск на юг Армении для создания Занзегурского коридора, который бы соединил Нахичевань с «большой землей» и дал прямой сухопутный выход Турции к Каспийскому морю. Своими силами воспрепятствовать этому Ереван не сможет никак, и, пожалуй, единственным сдерживающим фактором для альянса Баку и Анкары является членство Армении в ОДКБ.
Да, защищать Нагорный Карабах, юридически признаваемый частью Азербайджана, от Азербайджана ради Армении ни Россия, в частности, ни ОДКБ, в целом, не был должен. А вот помочь в обороне Сюникской области мы в рамках своих обязательств должны. Правда, не совсем понятно, как именно. Общей границы с Арменией у России нет. Перебрасывать войска и снабжать их по воздуху в условиях реальных боевых действий с Азербайджаном просто нереально. Атаковать сам Азербайджан по суше со стороны Дагестана? А у нас для открытия второго фронта в Закавказье точно хватит сил, если наша армия намертво увязла на Украине? Грозить Баку ядерным ударом? Пробиваться к Армении через Грузию, чтобы получить новые проблемы с блоком НАТО? И нужна ли война против Азербайджана - вопрос риторический.
В общем и целом, реальная военная помощь Армении в рамках ОДКБ, если Азербайджан решит провести спецоперацию по открытию Занзегурского коридора с фактическим отторжением Сюникской области, является нетривиальной задачей. В этом контексте приостановка Ереваном членства в ОДКБ ставит вопрос, а будут ли действовать наши собственные обязательства в отношении необходимости воевать за Армению или нет?
Сергей Маржецкий