Следующий состав Европарламента будет менее "зеленым" и более "пророссийским", пишет Politico. Ультраправые получили свой шанс на власть в блоке. Если они им воспользуются, Европу ждут кардинальные изменения.
Каждые пять лет в преддверии европейских выборов ведущие политики как заведенные начинают сетовать на усиление радикалов и популистов.
А потом опасность внезапно рассеивается, поскольку создавшие Евросоюз традиционные левоцентристские и правоцентристские силы формируют коалиции, которые сдерживают наиболее радикальные партии.
Но на сей раз рассчитывать на это не приходится.
В 2024 году усиление правых по данным социологических опросов кажется более масштабным и решительным. Согласно одному из прогнозов правые и ультраправые националисты в июне могут получить почти четверть мест в Европейском парламенте.
Даже если правоцентристы, которые в настоящее претендуют на первое место на выборах, откажутся сформировать правящую коалицию со все более влиятельными маргинальными партиями смутьянов и подстрекателей, останется значительный шанс на то, что крайне правые впервые смогут влиять на политическую повестку ЕС. Это позволит им поставить под угрозу священные европейские ценности в области верховенства закона и прав человека, а также заблокировать или даже аннулировать основные экологические и климатические законы.
"Мы увидим по-настоящему заметный сдвиг вправо", — сказал про июньские выборы Саймон Хикс (Simon Hix), профессор сравнительной политологии Европейского университетского института. Тогда 400 миллионов человек со всего Евросоюза получат возможность проголосовать за 720 своих представителей, которые отправятся на работу в Брюссель.
Хикс прогнозирует, что крайне правая группировка в Европейском парламенте "Идентичность и демократия" (ИД), являющаяся шестой по величине из семи, дополнительно получит в июне 40 мест. Это означает, что у нее будет 98 законодателей, и она выйдет на третье место, которое в настоящее время занимают либералы. В ее состав уже входит немецкая ультраправая партия "Альтернатива для Германии" (АдГ) и французская крайне правая партия "Национальное объединение".
Затем, если пятая по величине фракция, правая группировка "Европейские консерваторы и реформаторы" (ЕКР), включающая в свой состав польскую партию "Право и справедливость" (ПиС) и правящую итальянскую партию "Братья Италии", также увеличит свое представительство примерно на 18 мест, как предсказывает Хикс, то она может стать четвертой по величине группой в парламенте, обогнав как зеленых, так и либералов.
По результатам опроса, проведенного по заказу Европейского совета по международным отношениям, ЕКР и ИД могут получить 25% мест в следующем составе Европарламента.
По данным итальянских СМИ, депутаты Европарламента от бездомной партии "Фидес" после выборов присоединятся к правой фракции ЕКР Мелони, о чем в четверг заявил Орбан. Этот шаг позволит ЕКР существенно расширить свои ряды. На это согласны и польские националисты, которые господствуют в данной фракции после ухода британских консерваторов. "Если после выборов поступит заявка, мы будем рады провести переговоры, а потом посмотрим", — заявил представитель фракции ЕКР Микаэль Штраус (Michael Strauss).
Говоря о ЕКР и ИД, глава канцелярии премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш (Gergely Gulyás) заявил на этой неделе: "Я вижу реальный шанс для этих двух групп вместе стать самой сильной фракцией в Европарламенте".
Это может повлиять на политику директивных органов ЕС в предстоящие пять лет.
Высокопоставленный руководитель из крупнейшей фракции в парламенте, какой является правоцентристская Европейская народная партия, сказал: "Даже если у вас есть большинство в следующем составе парламента, я думаю, что динамика резко изменится в отношении всей парламентской работы, которую необходимо сделать, а также в отношении высших должностей". Этот руководитель, как и другие процитированные в статье источники, попросил не называть его фамилию, чтобы говорить откровенно.
Например, рост представительства правых сил может осложнить процесс утверждения в должности таких людей, как правоцентристский председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, которая руководит исполнительным органом блока и, по слухам, намерена пойти на новый срок.
В декабре газета Politico уже сообщала, что в десятке европейских стран, включая Францию и Германию, непримиримые антииммигрантские партии, часть из которых более радикальна, чем голландец Герт Вилдерс (Geert Wilders), в настоящее время лидируют по опросам общественного мнения или занимают второе место.
На протяжении десятилетий избиратели постепенно оставляли ведущие партии по всей Европе, видя, что те не смогли сдержать рост стоимости жизни, крупный финансовый крах, миллионы беженцев, пересекающих восточные и южные границы ЕС, террористические атаки в крупных столицах и резкие скачки цен на электроэнергию, связанные с зашедшим в тупик вооруженным конфликтом. И тем не менее этим партиям на каждых выборах удавалось отвести от себя угрозу.
Автор книги под названием "Евробелизна" (Eurowhiteness) Ганс Кунднани (Hans Kundnani), пишущий о возможности возникновения крайне правого ЕС, сказал: "Крайние правые могут победить, не побеждая, если правоцентристы возьмут на вооружение всю свою риторику и политику, особенно по вопросам политического курса, идентичности, иммиграции и ислама".
Даже если согласно текущим прогнозам, таким как прогноз Хикса, три центристские фракции сохранят большинство, которое будет на 30 мест меньше, это не означает, что влияние крайне правых не усилится. А ведь до выборов остается еще четыре месяца.
Крайне правые деятели в Брюсселе облизываются в предвкушении усиления своей власти и влияния в таких вопросах, как иммиграция и климатическое законодательство. Ведь речь идет о формирования изменчивых коалиций, которые создаются в процессе поименного голосования в законодательном органе ЕС.
Европарламент всегда препятствовал представителям ультраправых сил, когда те хотели занять сколь-либо влиятельные должности в парламенте, например, председателей комитетов. Он не давал им участвовать в переговорах или входить в комитеты высокопоставленных депутатов Европарламента, которые занимаются внутренними делами этого органа и его годовым бюджетом в два миллиарда евро.
Ключевые игроки явно замышляют раскол основных фракций, чтобы увести правоцентристов от социалистов и либералов.
Лидер фракции ИД и итальянский политик из "Лиги" Марко Занни (Marco Zanni) сказал, что такая тактика в последние месяцы дает результат.
"То, что было сделано по иммиграции, что было сделано по некоторым документам "Зеленого курса", является результатом давления, которое мы оказываем на правоцентристов, чтобы изменить их позицию и сделать этот контракт с левыми менее конкретным и менее формализованным", — сказал он.
Руководитель фракции ЕНП Манфред Вебер (Manfred Weber) заявил Politico, что эта группа провела красную черту против того, что он называет антиевропейскими радикальными правыми. "Я как лидер партии определил три принципа: все наши партнеры должны быть сторонниками Европы, Украины и верховенства права", — сказал он.
Но ЕНП в течение нескольких месяцев подвергается нападкам со стороны социалистов, либералов и зеленых за то, что заигрывает с правыми силами. Недовольные тем, что левые фракции годами договаривались между собой без них, некоторые члены ЕНП готовы поддаться искушению и начать сотрудничать с правыми партиями, даже не заключая с ними официальные коалиционные соглашения.
Вебер отверг какую бы то ни было возможность сотрудничества с крайне правыми партиями, упомянув, в частности, польскую партию евроскептиков "Право и справедливость" (ПиС) в составе ЕКР, "Альтернативу для Германии" (АдГ) и французское "Национальное объединение".
У ультраправых законодателей, похоже, есть план, как обойти давно существующую систему ограничения доступа, лишающую их власти и влияния.
Крайне правый депутат Европарламента из Германии Максимилиан Кра (Maximilian Krah) возглавляет список АдГ, который обещает резко увеличиться в размерах в следующем составе парламента.
"Я хочу вырваться из санитарного кордона и конструктивно использовать возможности этого парламента, — сказал он, имея в виду систему ограничения доступа, в рамках которой демократические партии договариваются не сотрудничать с антидемократическими силами. — Я здесь не для того, чтобы разрушать".
Высокопоставленный представитель ЕНП сказал, что его соратники постараются сохранить этот санитарный кордон.
Положительным моментом для прогрессистов и сторонников ЕС является то, что крайне правые, похоже, не могут навести у себя порядок и объединить усилия.
Например, члены Европарламента из партии "Альтернатива для Германии" во многом рассорились между собой. Представители более старой школы расходятся во мнениях с новым правым крылом партии.
Фракция "Идентичность и демократия", по самой своей природе состоящая из националистов, едва ли не намеренно представляет собой плохо смазанную машину, где каждая национальная партия сама решает, как ей голосовать.
"Группа ИД — самая децентрализованная фракция из всех", — сказал заместитель генерального секретаря группы Тобиас Тойшер (Tobias Teuscher).
На прошлой неделе руководитель ультраправого "Национального объединения" Марин Ле Пен раскритиковала своих немецких коллег за слишком радикальные планы депортации миллионов людей, которые обсуждались на конференции и были раскрыты журналистами. Она усомнилась в том, что они смогут сосуществовать в одной фракции на уровне ЕС.
Грандиозный проект по слиянию ИД, ЕКР и депутатов Европарламента Орбана, которые были изгнаны из ЕНП в 2021 году, провалился во время текущего парламентского срока. Лидер ИД Занни назвал это потенциальным переломным моментом.
Речь идет не только о местах в Европейском парламенте. Европейский совет, состоящий из глав правительств блока, задает политический курс и руководит влиятельной Еврокомиссией, которая предлагает новые законы. За столом Европейского совета уже сидят крайне правый премьер-министр Италии Джорджа Мелони, авторитарный лидер Венгрии Орбан и его словацкий союзник и популист Роберт Фицо. Герт Вилдерс ведет переговоры о создании коалиции в Нидерландах после своей победы на выборах в прошлом году.
"Мы хотим, чтобы в будущем в Европейском совете были представители ИД", — сказал Занни.
Один европейский дипломат заявил, что эта тенденция "будет сохраняться и может иметь далеко идущие последствия, пожалуй, не столь серьезные сейчас, но более существенные в долгосрочной перспективе".
"На этот раз будет нелегко отмахнуться от достижений крайне правых. Возникает впечатление, что вот-вот начнется новый момент", — добавил он.