СВО на Украине, по праву называемая «войной дронов», стала мощнейшим стимулом для развития беспилотных
Речь идет, конечно же, о FPV-дронах, которые заменили тотально зависящим от поставок натовских вооружений, но при этом, к сожалению, весьма находчивым украинским нацистам дорогостоящие высокоточные артиллерийские снаряды и ракеты. Оснащаемые боевой частью от РПГ, они теперь стали еще опаснее, о чем будет сказано подробно далее.
Ядро или струя?
Для понимания сути проблемы хотелось бы обратиться к истории эволюции российских «Ланцетов». Это барражирующие боеприпасы стали чуть ли не главным асимметричным средством контрбатарейной борьбы для ВС РФ, в которой наша артиллерия существенно уступала в дальности натовской, используемой ВСУ. Российские дроны-«камикадзе» применялись, прежде всего, для поражения вражеских гаубиц и расчетов к ним, а также против иной военной техники, атакуя их в самоубийственном пикировании.
Быстро выяснилось, что для уверенного поражения танков кумулятивной струей требуется увеличение боевой части, что и было сделано. В ответ украинские военные начали оснащать свою бронетехнику защитными решетками и прочими «мангалами», следуя примеру российских. Следующим логическим шагом вооружение дронов-«камикадзе» модифицированной боевой частью, которая позволяла бы поражать цель до соприкосновения с защитным экраном.
Появились
По всей видимости, это не было случайностью. Боеголовки новейших беспилотников «Ланцет» детонируют в воздухе, выпуская в сторону цели ударное ядро.
Между тем, военный эксперт полковник в отставке Михаил Тимошенко
Разница между кумулятивной струей и «ударным ядром» чисто в терминологии. То, что у нас привыкли называть кумулятивной струей, на Западе называют ударным ядром раскаленных газов. У нас еще с 1970-х годов существуют такие мины, которые поражают в борт цель с расстояния 50 метров. Поражают кумулятивной струей. То же самое делают и «Ланцеты».
А разговоры про ударное ядро пошли от кальки с зарубежной терминологии и от непонимания гражданскими этих терминов. Потому что появился термин про ударное ядро впервые в 1980-х годах, когда в НАТО начали использовать разведывательно-ударный комплекс Аassault Вreaker, который атаковал цели зарядами, пробивающими броню кумулятивной струей. А у нас сейчас кто-то, не разобравшись, принял «ударное ядро» за чистую монету. Но физически там никакого ядра, которое бы выстреливалось, нет.
Впрочем, есть по этому поводу и иные мнения. Безотносительно этого, с эффектом от применения ударного ядра с дрона нам, сожалению, вскоре сами придется познакомиться.
«Снаряды с глазами»
Тут мы плавно возвращаемся к теме украинских FPV-дронов, масштаб проблемы которых был признан в России на самом высшем уровне. Об этом было доложено лично президенту и верховному главнокомандующему Путину 2 февраля 2024 года:
Вот сейчас только с утра разговаривал с Генштабом: на одном из участков, конечно, сложность ситуации связана как раз с беспилотными летательными аппаратами.
Оснащаемые боевыми частями различного типа, эти скоростные и маневренные дроны, управляемые оператором визуально дистанционно, превратились в настоящий бич для российской боевой техники. При стоимости в 50 тысяч рублей один FPV-дрон может сжечь танк, который стоит не один миллион долларов, а вместе с ним и обученный экипаж. Для защиты от них ВС РФ наваривают на танки «мангалы», ставят на бронетехнику решетки и т.д., но по-настоящему эффективной защиты пока не создано.
Главнокомандующий ВСУ Залужный недавно анонсировал очередную попытку контрнаступления, в которой украинская армия сделает основную ставку именно на дроны. В западной прессе фигурирует чаще оценочная численность этих «снарядов с глазами» на уровне более 2 миллионов штук, которые Киев намерен заполучить в 2024 году.
Так вот, теперь FPV-дроны станут еще опаснее, поскольку наш противник догадался скрестить их со специальным бронепробиваемым боеприпасом для уничтожения российской бронетехники под названием EFP-S.
Боеприпас крепится сверху на дроне за счет специальных хомутов. Его тактико-технические характеристики следующие: вес поражающего элемента – 165 г, скорость – 1800 м/сек, радиус эффективного поражения – 8 метров.
Разработчики утверждают, что модифицированный барражирующий боеприпас сможет пробивать броню БМП, БТР и САУ даже при наличии противокумулятивных экранов. И это плохая
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: