Президент России Владимир Путин давно придает стратегическое значение освоению арктических ресурсов страны, пишет OilPrice. Москва хочет, чтобы Северный морской путь действовал круглогодично. Одна из причин тому — огромные запасы газа и нефти в этом регионе.
Саймон Уоткинс (Simon Watkins)
В этом году Россия приложит серьезные усилия, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути (Севморпуть), который имеет жизненно важное значение для транспортировки полезных ископаемых, нефти и сжиженного природного газа (СПГ) с огромных арктических месторождений. Об этом сообщил старший нефтяной аналитик из Москвы в эксклюзивном интервью OilPrice.com на прошлой неделе.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В силу сурового климата в регионе корабли вообще не выходят в море в марте, апреле и мае, а в другое время судоходство затруднено. Однако новый импульс отчасти обусловлен тем, что после ввода войск на Украину в феврале 2022 года Россия столкнулась с новым витком санкций. Кроме того, эскалация напряженности вокруг Красного моря принесла с собой новые угрозы судоходству по ключевым ближневосточным маршрутам.
“В 2021 году было перевезено 33 миллиона тонн грузов, в 2022 году — 34 миллиона тонн, в прошлом году — чуть более 36 миллионов тонн”, — сказал московский аналитик. Государственная энергетическая компания “Росатом” (владелец целого флота атомных ледоколов) и “Новатэк” (второй по величине производитель газа в России, ведущий добычу и производство СПГ в Арктике) сообщили Министерству развития Дальнего Востока и Арктики, что могут обеспечить рост до 100 миллионов тонн к 2026 году и до 200 миллионов тонн к 2030 году”, — добавил источник.
Президент Владимир Путин давно обозначил освоение арктических ресурсов страны среди ключевых приоритетов. Этот вопрос поднимается и в моей новой книге о новом порядке на мировом нефтяном рынке. Одна из причин тому — огромные запасы газа и нефти в этом регионе (примерная оценка: 35,7 триллиона кубических метров газа и свыше 2,3 миллиарда метрических тонн нефти и конденсата). Большинство месторождений расположены на полуостровах Ямал и Гыдан в южной части Карского моря. Показательно, что значительная часть этих газовых ресурсов рассчитана на значительное увеличение производства СПГ в стране, поскольку Путин уже давно считает, что присутствие России на этом рынке не отражает ее огромной роли на мировом рынке нефти и газа.
После ввода российских войск на Украину в 2022 году СПГ также стал “аварийным” продуктом для многих крупных экономик, учитывая санкции против экспорта природного газа и нефти. СПГ легко доступен на спотовых рынках и быстро доставляется в любое место, в отличие от газа или нефти с доставкой по трубопроводам. В отличие от трубопроводной энергетики, транспортировка СПГ не требует строительства огромных по протяженности трубопроводов на различных территориях и сопутствующей инфраструктуры для их поддержания.
Еще одна причина, почему заполярные запасы нефти и газа так важны для Путина, заключается в том, что их можно беспрепятственно доставить в Китай Севморпутем. За последние 30 лет в отношениях двух бывших коммунистических сверхдержав назрел перелом: старшим партнером теперь во многом стал Пекин. Однако огромные запасы нефти и газа по-прежнему дают России определенные рычаги воздействия на Китай. Из-за ширящегося притока нефти и газа Москва может и впредь рассчитывать на военно-политический фактор китайской силы как на Азиатско-Тихоокеанском театре потенциального конфликта, так и непосредственно на европейском. Точно так же примерно в одно время с началом спецоперации на Украине российский государственный гигант “Газпром” подписал соглашение о поставке Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC) 10 миллиардов кубических метров газа в год. Ранее в 2014 году компании подписали 30-летнее соглашение на поставку 38 миллиардов кубометров. Это, в свою очередь, делалось в рамках проекта “Сила Сибири”, запущенного в декабре 2019 года.
Учитывая неважные результаты России в конфликте на Украине на сегодняшний день, положительный эффект отношений с Пекином для Москвы важен как никогда. Помимо угрожающего присутствия Китая на заднем плане, его технологии и опыт сделали возможным применение на Украине целого ряда вооружений, поставляемых в Россию из Ирана (Иран не поставлял в Россию никакое оружие для использования в зоне СВО, заявил глава МИД Ирана на экономическом форуме в Давосе. – Прим. ИноСМИ). Власть Пекина над Тегераном прочно закреплена в масштабном “25-летнем соглашении о всеобъемлющем сотрудничестве между Ираном и Китаем”, о чем я первым в мире рассказал в статье от 3 сентября 2019 года, а впоследствии подробно проанализировал в новой книге.
Наконец, последняя ключевая причина газовой и нефтяной экспансии России в Заполярье — это стремление подорвать гегемонию доллара на энергетическом рынке. На заре арктических проектов СПГ генеральный директор “Новатэка” Леонид Михельсон заявил, что продажи в Китай за юани уже рассматриваются. Ранее он в похожем ключе прокомментировал дальнейшие санкции США после присоединения Крыма к России в 2014 году — что они только ускорят попытки России отойти от торговли нефтью и газом, завязанной на доллар. “Это уже давно обсуждается с крупнейшими торговыми партнерами России, такими как Индия и Китай, и даже арабские страны начали об этом задумываться... Если они действительно создадут трудности для наших российских банков, то все, что нам нужно сделать, это уйти от доллара”, — сказал он. Подобная стратегия была впервые опробована в 2014 году, когда государственная компания “Газпром нефть” попыталась торговать сырой нефтью с Китаем и Европой в юанях и рублях, чтобы снизить зависимость Москвы от торговли в долларах в ответ на первые западные санкции против энергетического сектора России.
По словам нефтяного аналитика из Москвы, на встрече в мае прошлого года Путин и ряд ключевых фигур, связанных с развитием Севморпути, приняли решение о строительстве еще одной грузовой базы и 14 дополнительных терминалов на маршруте от Мурманска до Владивостока, создании новой спутниковой сети (позволяющей отслеживать ледовую обстановку практически в реальном времени), централизации управления судами с “Росатомом” и расширении флота танкеров и ледоколов.
В то же время Россия продвигается вперед в реализации своих проектов по СПГ в Арктике. Последним крупным достижением стал “Арктик СПГ 2”, чья цель — строительство трех производственных линий мощностью 6,6 миллионов метрических тонн в год каждая на основе сырья с месторождения Утреннее, запасы которого составляют не менее 1,138 миллиарда кубометров природного газа и 57 миллионов тонн жидких углеводородов. Первая линия заработала в августе прошлого года на западном берегу Гыданского полуострова в Западной Сибири. Ожидается, что вторая и третья будут запущены в этом году и в 2026 соответственно.
Этот проект также отражает попытки Путина максимально оградить от санкций российские арктические СПГ-проекты. Подразумевается, что российская компания “Новатэк” (ключевой разработчик “Ямал СПГ” и позже “Арктик СПГ 2”) станет максимально самодостаточной в этом отношении. Как следствие, "Новатэк" стремится по возможности локализовать производство и наладить строительство собственных линий и модулей СПГ, чтобы снизить общую стоимость и развивать технологическую базу в России, — и немало в этом преуспел. В рамках этой задачи “Новатэк” разработал технологию сжижения под названием “Арктический каскад”. Она основана на двухэтапном процессе, в котором для максимальной энергоэффективности используется низкая температура окружающей среды в арктическом климате. Это первая запатентованная технология сжижения с использованием оборудования исключительно российского производства. При этом США работают над дальнейшими санкциями, призванными подорвать энергетические цели России в Заполярье. Это будет осуществляться частично за счет запрета на продажу технологий, необходимых “Новатэку” и другим, а частично за счет полной блокады продаж российского СПГ.