После полномасштабного вторжения президента России Владимира Путина на Украину в феврале 2022 года, США с союзниками ввели против России беспрецедентные торговые и финансовые санкции, в том числе, запретив экспорт технологий и товаров военного назначения. Они также установили 60-долларовый потолок на цену барреля российской нефти, что должно было, с одной стороны, подорвать российскую экономику, а с другой — не допустить в Европе энергетический кризис.
Эти меры по большому счету оказались неэффективны. Хотя финансовые санкции и вынудили нефтяных трейдеров искать подходящую страховку для обеспечения сделок, цена на российскую нефть не падала ниже 60 долларов за баррель. К ноябрю 2023 года она выросла до 84,20 долларов, поскольку российские компании разработали различные методы обхода западных ограничений, например, завышение расходов на доставку и использование «теневого флота» из более чем 100 старых танкеров. Между тем, по мере расширения русскими своей «теневой торговли», куда-то испарились подпадающие под санкции товары на сумму более миллиарда долларов.
Кроме того, в результате режима санкций против России появилось множество посредников, а такие страны как Индия, Китай, Армения, Греция, Турция, ОАЭ и Сингапур, фактически стали «прачечными» для российской нефти и других подсанкционных товаров. Когда одну из компаний удается отследить и наложить на нее санкции, ее место просто занимает другая. Одна из греческих компаний даже продавала российскую нефть американским военным.
В ответ на растущие свидетельства обхода санкций США с союзниками усилили их применение. В декабре Министерство финансов США ввело «расширенные» санкции против более чем 250 компаний и частных лиц, включая китайские и северокорейские организации.
Это не означает, что западные страны не должны искать невоенные методы оказания давления на Россию. Но повсеместное уклонение от санкций ставит под сомнение эффективность мер и вынуждает западные страны принимать во внимание цену и риски для собственных экономик.
Да, западным странам удалось уменьшить доходы России и снизить ее ВВП, хотя и в меньшей степени, чем многие надеялись. Но чем дольше глобальная финансовая система используется в качестве инструмента экономической войны, тем больше правительств и бизнеса в третьих странах будут искать альтернативы доллару, евро и системе международных платежей SWIFT.
Хотя в краткосрочной перспективе санкции могут быть эффективной тактикой, их воздействие на тех, против кого они направлены, со временем слабеет, а нагрузка на внедрившие их страны — растет. Если санкции против России подорвут роль доллара на международных финансовых рынках, цена для американской и мировой экономики может намного превысить их выгоды.
Энн Крюгер, экс-главный экономист Всемирного банка и экс-первый заместитель управляющего директора МВФ, является старшим профессором-исследователем международной экономики в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса и старшим научным сотрудником Центра международного развития в Стэндфордском Университете.
Читайте нас: