Первоначальный оптимизм Запада сменился тревогой, сообщает СВС. Принимаемые там политические решения и пустые арсеналы угрожают каналам помощи Украине, а союзники уже и не торопятся ускорять производство снарядов.
"Война, — сказал британский философ, математик и пацифист Бертран Рассел (Bertrand Russell), — определяет не того, кто прав, а лишь того, кто выжил".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Эти слова могут стать идеальной призмой, через которую можно увидеть, что, скорее всего, ждет Украину в наступающем году, пока ее войска окапываются — и окапываются глубоко — на фронте шириной примерно 960 километров.
За этим фронтом простирается пустошь — тлеющие руины многомесячного летнего контрнаступления, которое не оправдало энтузиазма союзников и не смогло выбить российскую армию с 20% занятой ею территории Украины.
За этим стоит уставшее от конфликта население, растущая внутриполитическая тревога и распри, а также иностранные союзники, которые стали более капризными и даже превращаются в клятвопреступников.
Будь то блокирование помощи в Конгрессе США, пустые полки арсеналов в Канаде или политические истерики, устраиваемые враждебными лидерами, такими как венгерский премьер Виктор Орбан, но конфликт, который привлекает внимание всего мира с 2022 года, несомненно, вступил в новую опасную фазу.
Опасную — потому что солидарность среди союзников Украины начала ослабевать, а внутриполитический консенсус на самой Украине демонстрирует признаки распада.
Способности Украины проводить крупномасштабные наступательные операции исчерпаны, заявил Мэтью Шмидт (Matthew Schmidt), эксперт по Восточной Европе из Университета Нью-Хейвена, штат Коннектикут.
"Я не думаю, что политическое руководство сейчас в это верит, — сказал он. — Это пока не общепризнанный факт".
Президент Украины Владимир Зеленский связал будущее своей страны — и свое политическое будущее — с достижением полного вывода российских войск со всей территории Украины, включая Крым, который Россия занимает с 2014 года.
Прошлой осенью генерал Валерий Залужный, главнокомандующий Вооруженными силами Украины, дал для журнала Economist откровенную оценку условий боевых действий, которая контрастировала с излишне уверенными и оптимистичными публичными заявлениями Зеленского.
Залужный предположил, что боевые действия заходят в тупик — идея, которую Зеленский отверг, даже когда украинская армия начала рыть оборонительные позиции вдоль линии фронта.
"Украина не может продолжать участие в конфликте так, как она это делает. Вот и все", — сказал Шмидт, который подсчитал, что без нового пакета помощи США ресурсы Украины для ведения боевых действий могут иссякнуть уже в марте.
Как только российскому президенту Владимиру Путину стало ясно, что он не сможет быстро завоевать всю Украину, он переключился на стратегию ее истощения, полагая, что западная солидарность, которая характеризовала атмосферу вокруг Киева, существовавшую сразу после начала СВО, рухнет.
Путин, похоже, рассчитывает на то, что синдром дефицита внимания, который в настоящее время характерен для демократий на Западе, разъедает поддержку Украины, и, возможно, надеется на возвращение в Белый дом скептика в отношении Украины Дональда Трампа.
Крайне правые в США и Канаде характеризуют продолжающуюся экономическую и военную поддержку правительства в Киеве как пустую трату денег и ресурсов. И Шмидт называет это ложью и сознательными упущениями.
"Они не рассказывают всей истории, — говорит он. — И ложь по умолчанию, которую они продуцируют, создает ложное впечатление, что это неоправданная сумма денег... что независимо от того, какова эта сумма, она не помогает американским экономическим интересам, а также интересам безопасности".
Филип Карбер (Phillip Karber), президент консервативного американского Фонда Потомак (Potomac Foundation) и эксперт по российской военной стратегии, заявил, что каждый украинский боец, удерживающий линию фронта, — это один американский или канадский солдат, освобожденный от отправки в Европу.
"Русские пробовали различные способы пресечь попадание западных боеприпасов на Украину, — сказал он. — Эти усилия не были "успешными", но Конгресс США сделал то, чего не смогли добиться русские".
Лидеры Демократической и Республиканской партии в Сенате США 19 декабря заявили, что Вашингтон не сможет одобрить дополнительную военную помощь Украине до конца года, поскольку обе стороны продолжают искать компромисс по вопросам безопасности границ. А это, несомненно, внутриполитический вопрос.
Зеленский прилетел в Вашингтон в середине декабря, чтобы лоббировать американскую помощь своей стране. Украинский президент заявил на пресс-конференции в конце года, что он по-прежнему надеется, что Соединенные Штаты "не предадут" его осажденную нацию.
Но, учитывая события последних шести месяцев, и Карбер, и Шмидт признали, что гораздо более вероятно, что Украине придется добиваться какого-то варианта прекращения огня или урегулирования путем переговоров в следующем году.
Нетрудно понять почему. Хотя все внимание сейчас привлекают боевые потери России, которые оцениваются в более чем 315 тысяч убитых и раненых, конфликт также практически обескровил украинскую армию как в переносном, так и в буквальном смысле.
Считается, что Украина потеряла до 250 тысяч военнослужащих, причем многие из раненых получили калечащие травмы.
Еще более тревожным является тот факт, что украинской армии сейчас предстоит тяжелая битва за набор новых солдат.
В своем интервью Залужный признал, что подготовка и набор войск становятся серьезной проблемой. Еще 18 декабря генерал публично жаловался на решение Зеленского, принятое прошлым летом, уволить всех руководителей региональных военкоматов Украины в рамках борьбы с коррупцией.
"Затяжной характер конфликта, ограниченные возможности ротации солдат на линии соприкосновения, пробелы в законодательстве, которые юридически способствуют уклонению от мобилизации, существенно снижают мотивацию граждан к службе в армии", — написал Залужный в The Economist.
Карбер сказал, что в ближайшие месяцы предстоит следить за ключевыми сражениями, главным из которых является Авдеевка в восточной части Донецкой области.
Русские направили десятки тысяч солдат в крупное наступление, чтобы захватить важный город в известном угледобывающем регионе. По состоянию на 21 декабря они продвинулись на расстояние двух километров от города, потеряв около 20 тысяч человек.
Удержание этой части линии имеет решающее значение для военных позиций Украины, сказал Карбер.
"Если украинцев выбьют с их нынешних позиций, они будут обречены", — сказал он.
"Далее местность переходит в равнину, и если русские прорвутся и войдут в эту область, она практически будет открыта для российских войск до реки Днепр (на западе) и на севере".
Если русские попытаются совершить крупный прорыв в новом году, сказал Карбер, это, скорее всего, произойдет в конце весны или начале лета 2024 года, когда они снова нарастят свои силы.
В разведывательной оценке от 20 декабря Министерство обороны Великобритании отметило, что Украина перешла на оборонительную позицию вдоль линии обороны и "мобилизовала усилия для упрочения своих укреплений". В докладе говорится, что вероятность российского прорыва сейчас минимальна.
"Положение на фронте характеризуется застоем", — говорится в оценке.
Карбер заявил, что якобы "большой уровень российских потерь" мешает России добиться крупных успехов.
Он сказал, что Украина, скорее всего, будет использовать комбинацию ракет большой дальности, беспилотников и сил специального назначения, чтобы превратить части Крыма, Керченского пролива и Черноморского региона в зоны "выжженной земли" с целью помешать России пополнять запасы и восстанавливать силы.
"Наибольшая надежда на то, что Украина получит больше ракет большой дальности ATACMS, чтобы задушить российскую логистику", — сказал Карбер.
В октябре Украина сообщила, что она тайно получила, а затем успешно применила против России тактическое ракетное оружие большой дальности американской армии (ATACMS).
Украина заявила, что ей нужно больше ракет ATACMS и очень много боеприпасов, особенно 155-миллиметровых артиллерийских снарядов стандарта НАТО.
Именно здесь политические манипуляции в Конгрессе США и медлительность союзников, — например, черепашьи темпы производства боеприпасов в Канаде, — могут поставить Украину на колени, сказал Карбер.
"Войны выигрываются и проигрываются за счет перевеса, — сказал он, имея в виду способность армии пополнять запасы. — И мне неприятно это говорить — для американца это неловко и унизительно, — но именно мы не обеспечиваем этот перевес для Украины".
Такие союзники, как США и Канада, выжали из себя все, предоставив украинцам 155-миллиметровые гаубицы и современные основные боевые танки, утверждая, что превосходные технологии и огневая мощь помогут вытеснить русских.
Но поставки боеприпасов и запчастей для этого военного снаряжения находятся сейчас в пламени войны за финансирование в Вашингтоне.
"Так что это двойной удар, потому что мы дали Украине эти системы, они действительно важны для украинцев", — сказал Карбер. А сейчас, когда запасы боеприпасов тают на глазах, их применение резко сокращается.
Прошлой осенью расследование CBC News показало, что высокие цены, корпоративная конкуренция и нехватка запчастей препятствовали усилиям союзников по оказанию помощи Украине в ремонте основных боевых танков Leopard 2, полученных ею от нескольких стран.
Немецкие производители 55-тонного танка не хотели делиться правами на интеллектуальную собственность, что могло бы уменьшить глобальную нехватку запчастей для него.
Россия, возможно, понесла тяжелые потери, но ее способность вынести их и восстановить свои силы беспокоит экспертов.
"Способность русских на данный момент пополнять запасы и восстанавливать важнейшие вооружения потенциально превосходит то, что Запад может предложить Украине", — сказал Дэйв Перри (Dave Perry), президент Канадского института глобальных отношений, аналитического центра в Оттаве, который проводит мероприятия, спонсируемые оборонными подрядчиками.
Выступая в середине декабря перед комитетом по обороне Палаты общин, Перри сказал, что он особенно встревожен медленными темпами, которыми Канада наращивает производство артиллерийских снарядов.
Канада производит 3000 единиц 155-миллиметровых артиллерийских снарядов в месяц в рамках программы поставок боеприпасов в вооруженные силы. Это постоянная программа с участием пяти компаний из частного сектора, наиболее известной из которых является General Dynamics Ordnance and Tactical Systems Canada (GDOT-C). Суть программы состоит в сохранении военных запасов и обеспечении резервных мощностей ВПК во время кризисов.
Федеральное правительство ведет переговоры с компаниями об увеличении производства.
"Я думаю, что этому вопросу не хватало срочности и внимания", — заявил Перри.
"Несмотря на необходимый для производства снарядов определенный технологический уровень, по большому счету они не так сложны в изготовлении по сравнению, например, с системами ПВО или многими другими видами военной техники, которые нужны Украине".