Буквально пару недель назад автор стал свидетелем печальной, но необычайно яркой картины. Зайдя в супермаркет и выбирая что-то на полке, я внезапно услышал, как увлечённо за моей спиной ворковала какая-то парочка:
— Ну, что ты, что ты! Здесь такой сбалансированный букет, настоящий итальянский вкус, наши так не умеют… Я-то разбираюсь, мы с подругой год назад в Италию ездили!
Невольно я развернулся, чтобы узнать, что это за сомелье-заочник пожаловал в наш сельмаг. Картина предстала страшная. Передо мной стоял субтильный до болезненной худобы высокий парень с тоннелем в ухе и весь затянутый в бесформенное болоньевое пальто а-ля «слава китайскому химпрому».
Рядом стояла его спутница жизни, не менее яркий персонаж. На шее, уже слегка поплывшей от лишнего веса, красовалась яркая татуировка. Волосы были подёрнуты какой-то синькой, а ногти напоминали «пробники» гипсокартона из магазина стройматериалов. Весь этот букет был засунут в мешковатое худи, на ногах же красовались кеды таких исполинских размеров, что в них, пожалуй, только колорадских жуков на даче истреблять.
Наконец, девушка, покрутив перед глазами какую-то бутылку, окончательно просияла, и парочка дружно рванула на кассу.
Тяжело выдохнув, я подошёл к полке с вином и потянулся как раз за тем экземпляром, который и привёл барышню в такой восторг. Бутылка была невообразимо цветастой, а этикетка не просто пестрела итальянскими словесами, но была ими буквально перегружена. «Итальянское» вино стоило целых… 350 итальянских рублей.
Покрутив бутылку, я наконец обнаружил наклейку на русском языке. Мелким шрифтом был написан приговор и вину, и ситуации в целом: «винный напиток». Т. е. передо мной был типичный балк. А точнее, балковое вино, которое во флекситанках (эластичная камера для перевозки жидких грузов в контейнерах) по морю доставляют к месту розлива, где его и разбавляют в том числе и обычным сиропом. Часто эту дрянь к нам завозят уже в бутылках из Молдавии, к примеру. Но есть и местные дельцы.
Конечно, я мог бы взять на себя смелость и догнать эту парочку, чтобы объяснить, что от винограда в цветастой бутылке остался только жмых да название. Но, во-первых, кто сказал, что не сработает обывательское «ой, всё», «ватник, да что ты понимаешь» и т. д. А, во-вторых, так ли уж виновата эта колоритная парочка в том, что их мозги с детства формировал маркетинг, да ещё и зарубежный. Может быть, пора начать защищать свой рынок? При этом вполне рыночными методами — санкциями. Нам ведь недавно объяснили, что это приемлемо, или мы забыли?
Не послать ли нам гонца — набить «фэйс» у продавца?
Ну, если уж начал с вина, то вином и продолжим. Мне эта тема, как жителю виноградарского края, близка. К тому же так получилось, что и родился автор буквально в паре километров от виноградных плантаций, а потому очень печально, когда на полках супермаркетов стоят пулемётные ленты грузинского пойла, в которое ещё недавно обещали справить нужду, молдавской отравы, «итальянской» и «испанской».
В 2019 году наконец-то был принят закон N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». И что тут началось… Либеральные медиа, некоторые из которых ныне на территории России не обитают, заходились в истерике чуть ли не о возврате времён «сухого закона». Мол, всё: ассортимента не будет, давление на «свободный рынок», «народ» имеет право на выбор и т. д.
Понеслись и многочисленные интервью с «экспертами». Забавно, что в роли «экспертов» значились исключительно представители ритейлеров либо дежурные либералы, для которых «свободный рынок» — это ржавый ларёк со спиртом «Рояль». И к содержимому этого ларька государство не имеет права даже притронуться!
«Свободный рынок»
Более всего в этом законе персонажей раздражала статья 26 «Особенности маркировки и розничной продажи винодельческой продукции». Данная статья обязывала доводить до сведения потребителя и сорт винограда, и происхождение, и год урожая. Но даже эти несколько пунктов, которые подводили всего лишь к праву потребителя узнать, что он покупает — вино или «винный напиток», нанесли удар по пресловутому «свободному рынку».
Кстати, закон также указывал, что «винные напитки» должны размещаться на отдельных полках с надписью «не является вином». С соблюдением закона, увы, сложно до сих пор.
Истерика также была следствием того, что «потребитель» становился человеком, который теперь мог заинтересоваться историей виноделия родной страны, историей автохтонных сортов, которые потом и кровью, без шуток, были созданы нашими виноделами, и даже, о ужас, узнать традиции нашего виноделия. А их хватает.
Более того, есть даже свои «винодельческие» мифы! К примеру, на винодельне «Мысхако» во время ремонта дегустационного зала не смогли вынести стол, изготовленный к приезду самого Брежнева. Стол просто не проходил ни в дверь, ни в окна. Мистика? Немного. Просто стол из эпоксидной смолы, а потому его строители и изготовили, так сказать, на будущем месте нахождения. Брежнев не просто так любил винсовхоз (тогда винодельня так именовалась). В подвалах этой винодельни во время Великой Отечественной он лично вручал награды героям-малоземельцам под бомбами немецко-румынских войск.
А позже, после полного освобождения Новороссийска, бойцы кинулись к оставшимся виноградным рядам, где созрели сочные гроздья. К сожалению, многие там и погибли, т. к. виноградники при отступлении нацистов были заминированы. Но стране нужен был виноград, поэтому работницы винсовхоза, совсем девчонки, уже в 1944 году, за неимением сапёров, сами обезвреживали снаряды, порой ценой жизни.
Ну разве нужны такие познания рядовому «потребителю», на которого так пристально смотрит Запад со своей заботой? Конечно нет. Это только всё усложняет.
У Борреля сад, а нам не нужен?
Крайне показательной является история торговых взаимоотношений с Молдавией, которая сейчас пытается вырваться в лидеры по антироссийской повестке. Ещё в 2014 году эта страна подписала соглашение о создании зоны свободной торговли с Европейским союзом, что автоматически и вполне логично повысило таможенные пошлины на молдавские товары, ввозимые в Россию.
И вот на фоне медленного дрейфа на Запад со всеми вытекающими последствиями и нерешённого вопроса Приднестровья ещё в 2017 году на тот момент глава Молдавии
А в 2018 году Додон и вовсе отправил в Москву письмо с предложением полного снятия налоговых пошлин с овощей, фруктов, винодельческой продукции и консервов. При этом Додон и не скрывал чисто своих выгод — повышение конкурентоспособности молдавских товаров на российском рынке. И это несмотря на факт частого несоответствия молдавских фруктов и овощей нормам безопасности России.
Подано всё это было под старым прогорклым соусом «братских уз», «вечной дружбы» и опостылевшей ностальгической демагогии в стиле «мы жили в одной стране». И, как ни странно, Москва пошла навстречу Кишинёву. А молдавские товары железным потоком полились на российский рынок. И если учесть, что уровень жизни молдаван несравним с уровнем жизни россиян, т. е. рабочая сила молдаван уже конкурентоспособное преимущество, то отечественным производителям оставалось только разводить руками.
Но и это не предел. Уже в 2021 году новый президент Молдавии пещерная румынская националистка Санду… направила руководству России запрос о продлении беспошлинного режима для молдавских товаров. Это телодвижение Санду подняли на смех даже сами граждане Молдавии, которые наблюдали всю дорогу, как Майя называла Россию оккупантом, агрессором и врагом.
Майя Санду
Забавно, что в Молдавии при этом даже не скрывали, что рынок Европы, в которую они ломятся как невменяемые, остаётся, по сути, закрытым. В Европе и своих производителей сельхозпродукции хватает. И если немощные Шольц и Бербок никак не тянут на защитников Европы, то вот европейские компании дерутся за место под солнцем до конца. У нас же демагогический вой о «дружбе» просто убивает отечественные предприятия или хотя бы не позволяет им динамично развиваться.
На этом фоне крайне ярко выглядит
При этом Ботлихский завод, по признанию директора, выпускает продукцию только по ГОСТу, но выживает исключительно за счёт широкого ассортимента продукции. Сейчас завод выпускает не только соки, но компоты, соленья, соусы и урбеч. При этом предприятие можно было бы назвать градообразующим, несмотря на сельский статус Ботлиха.
И таких заводов в России тысячи, но снова слышится демагогия про «братские узы», а следовательно, отечественные предприятия в очередной раз получают по голове и не могут понять — это такой капитализм или это такой мазохистский идиотизм?
Опять вы со своим коньяком?
Пару месяцев назад стартовал скандал с пресловутыми армянскими фурами с коньяком. Стало известно, что на российской границе выстроилась крупная очередь армянских фур с различной продукцией, включая коньяк. Не успели представители России объяснить причины «грузовой пробки», как в Ереване уже взвыли о русском коварстве.
По старой доброй традиции мигом были забыты выпады Пашиняна в адрес Москвы, поездка его супруги на Украину, ратификация пресловутого Римского статута и т. д. В итоге ереванские активисты «уличили» в политических причинах решения заблокировать экспорт — какое вероломство.
Пашинян на одном их коньячных заводов
В этой ситуации было прекрасно всё, начиная с нюансов. Во-первых, ещё в мае Ереванский коньячный завод, выпускающий коньяк «Арарат», но уже давно принадлежащий французской компании, объявил, что перестанет поставлять алкоголь в Россию в рамках антироссийских санкций.
Во-вторых, российские специалисты указали, что фуры блокируются только для взятия проб для лабораторного исследования, что вполне законно.
В-третьих, сами армянские эксперты с сожалением указывают, что качество армянской продукции в самом деле падает. В Армении сейчас чуть менее полусотни предприятий, производящих коньяк. Любому человеку понятно, что такая маленькая страна просто физически не может выдавать такое количество качественного сырья на всю эту ораву коньячных заводиков.
В-четвёртых, ситуация достигла такого накала, что в дело вмешался министр экономики Армении Ваган Керобян, заявивший, что проверки российской стороной большегрузных автомобилей с армянским коньяком не имеют политического подтекста. Видимо, министр просто перенервничал. Он-то понимал, что Пашинян может позволить себе кривляться в роли очередной марионетки Вашингтона, а вот кривляться им, как специалистам, которые гонят около 80 процентов коньячной продукции именно в Россию, это как-то не к лицу и может выйти боком.
На данный момент армянские фуры иногда с проверками и пробками, но всё же проходят через Верхний Ларс. Вопрос лишь в том, а нужно ли это нам? В России полно производителей коньяка. При этом настоящих производителей, а не цехов по розливу. Есть Новокубанский коньячный завод, есть Дербентский комбинат, есть Кизлярский, есть Крымский, есть Темрюкский и т. д. Может быть, озаботиться их развитием? Не пора ли перестать играться в «свободный рынок» и абсолютно честно объявить, что в наших интересах развивать собственное производство?
Ностальгия, маркетинг, раболепие и комплексы — четыре всадника апокалипсиса для нашего рынка…
Ситуация кажется просто безвыходной, т. к. всё это напоминает бег по кругу. Как говорится, солнце село, сдохли мухи, продолжаем в том же духе. И даже прививка дикого капитализма, похоже, не помогла. Да и не могла помочь, т. к. капитализму нас учили западники с их извращённым толкованием этой системы в пользу иных заинтересованных лиц.
Ну давайте предположим, что найдётся светлая голова, наделённая полномочиями, которая предложит начать защищать свой рынок исключительно на основе здравого прагматизма. Да над этим несчастным хляби небесные разверзнутся!
Сначала на него спустят отечественных политиков, которые продолжают мыслить советскими доктринами и лозунгами о «братских народах». Эти битые молью персонажи могут довести уровень собственного кипения, вплоть до обвинений в национализме, империализме, шовинизме или каком-нибудь другом «изме».
Далее в бой двинутся многочисленные «эксперты» из либерального лагеря, поддержанные такими же специалистами со стороны ритейла, которым гораздо проще покупать дешёвые заграничные помои, заранее наклеив на товар волшебный ярлык импорта.
После этого всю эту истерику начнут раскручивать СМИ, особенно оппозиционной направленности. И, естественно, это смажут застарелой страшилкой о «железном занавесе», который, между прочим, накинули на Союз извне, а не изнутри.
И, наконец, всё это замечательно ляжет на огромную прослойку обывателей, дрессированных в «нужную» сторону с 90-х годов. Даже те персонажи, которые питаются замороженными пельменями и периодически заваривают лапшу, немедленно поднимут адский вой. Впрочем, они это уже и делали. Помните первые санкции ещё 2014 года? Кто там грудью встал на защиту хамона и пармезана? Иногда те люди, которые о хамоне услышали впервые!
Что примечательно в этом, что буквально во всех случаях причиной далеко не всегда будет финансовая заинтересованность, как в случае с ритейлом. Тут и вездесущая ностальгия по «старым добрым временам», хотя даже самые упёртые апологеты Союза уже понимают, что время невозможно повернуть назад.
Тут и многолетняя работа маркетологов, железной кувалдой вдалбливающих в черепные коробки потребителя исключительность импортной продукции как настоящего тренда, не требующего объективного анализа и оценки. Тут и банальное раболепие перед Западом, которое вошло в моду ещё во времена Российской империи вместе с обязательным знанием французского языка не как требования образования, а как модного этикета. И, конечно, тут простые комплексы, шепчущие на ухо, что за забором трава зеленее.
И как ни крути, а похоже, что скромный директор консервного завода из дагестанского села Ботлих был прав… Пока наверху не найдётся достаточно влиятельного, волевого и смелого человека, который одним ударом разрубит этот гордиев узел, само по себе ничего не разрешится хоть с санкциями, хоть без. Само несчастное население, заворожённое рекламой, и сейчас готово переплачивать, только бы купить вожделенную «настоящую» колу, виски, пармезан или рокфор.
Сергей Монастырёв,
Читайте нас: