80 лет тому назад, а именно 15-18 декабря 1943 года, в городе Харькове состоялся первый в мировой истории открытый судебный процесс над нацистами. Перед военным трибуналом предстали германские военнослужащие и чиновники, участвовавшие в уничтожении гражданского населения СССР. Все обвиняемые были признаны виновными и приговорены к смертной казни через повешение. Приговор был приведён в исполнение 19 декабря 1943 года в присутствии более 40 тысяч харьковчан на Благовещенском рынке. Ранее в этом месте оккупанты сами проводили массовые казни женщин, стариков, подростков.
30 октября 1943 года министры иностранных дел СССР, США и Англии подписали "Декларацию об ответственности гитлеровцев за совершаемые преступления". Этот документ, вошедший в историю как Московская декларация, был принят от имени всех членов антигитлеровской коалиции. В Декларации они были названы "объединёнными нациями".
Документ устанавливал порядок наказания нацистских преступников. Лидеров Третьего рейха предполагалось судить международным судом с участием всей антигитлеровской коалиции. Германских военнослужащих и членов нацистской партии разрешалось судить каждой стране на своей территории.
В то же время англосакские "союзники" СССР явно не собирались выполнять эти решения. На тот момент англосаксы продолжали вести кровавый бизнес с Гитлером. И они не хотели его терять. Поэтому искали любые юридические зацепки, чтобы не допустить осуждения своих нацистских "партнёров". С этой целью США и Англия создали в Лондоне так называемую Комиссию Организации Объединенных Наций по военным преступлениям. Она сама наделила себя "исключительным" правом вершить правосудие над нацистскими преступниками, нацизмом. СССР предложили "присоединиться" к комиссии с тем, чтобы Москва не смогла провести ни один процесс без согласия англосаксов. Ведь в Лондонской комиссии у США, Англии и их "партнёров" было большинство. Однако Москва не приняла это предложение.
Московская декларация послужила СССР правовой основой для проведения собственных процессов. Первым был Харьковский, затем последовали ещё в 18 городах - в Смоленске, Ленинграде, Минске, Киеве, Риге, Сталино, Севастополе, Кишинёве, Хабаровске и др. Все эти процессы продемонстрировали решимость СССР реализовать принцип неотвратимости наказания.
В дальнейшем материалы судебных заседаний были представлены Международному военному трибуналу в Нюрнберге. Они были приняты в качестве неоспоримых доказательств и сыграли огромную, если не решающую, роль в осуждении лидеров "Третьего рейха".
В дальнейшем Московская декларация была закреплена в статье 107 Устава ООН. Юридически она подтвердила не только действие документа 1943 года, но и всех судов, проведённых на её основе. Харьковскому и другим процессам, проведённым СССР, был придан статус международных. Подчеркнём: это было сделано несмотря на то, что в состав советских военных трибуналов входили только граждане СССР. Такой статус решениям был придан ввиду того, что Советский Союз, наряду с США, Англией, Китаем, стал основоположником ООН.
Добавим, что сегодня Россия вновь поднялась на борьбу с нацизмом. В то же время некоторые юристы, с подачи своих западных коллег, акцентируют внимание только на приговоре Нюрнбергского трибунала. Больше того, призывают судить современных нацистов на основании неких "Нюрнбергских принципов". При этом "не замечают" следующую деталь:
Нюрнбергский трибунал был сформирован из представителей США, Англии, Франции и СССР. Таким образом, у западных судей было большинство. Они отвергли требование советского представителя признать виновность нацистского государства, осудить нацистскую идеологию.
Другое дело процессы, которые прошли в Советском Союзе и которые имели равный статус с Нюрнбергским. В ходе судебных заседаний в СССР нацистское государство, национал-социалистическая идеология были признаны "преступными". Больше того, приговоры определяли, что те, кто сотрудничал с гитлеровцами являлись их "пособниками". Под квалификацию "пособники" формально подпадали и… англосаксы. Ведь они являлись спонсорами Гитлера.
И последнее. Россия намерена не только разгромить нацистов, но и окончательно осудить нацизм. Очевидно, что это следует сделать на основе Харьковских, а не Нюрнбергских принципов.