Конгресс США преподнесет президенту России Владимиру Путину "рождественский подарок" в случае отказа согласовать очередной пакет помощи Киеву, пишет TNY. В статье отмечается, что во время встречи Зеленского с Байденом было видно изменение позиции Запада по конфликту на Украине.
Год назад, когда Владимира Зеленского встречали в Вашингтоне как героя, Джо Байден стоял рядом с ним и обещал быть с Украиной "столько, сколько потребуется", чтобы отразить действия России. Байден давал такие же обещания в феврале, когда совершил неожиданный визит в военный Киев, чтобы отметить первую годовщину конфликта. Летом, когда Зеленский отдал приказ о начале многообещающего контрнаступления против российских войск, подкрепленного миллиардами долларов военной помощи от США и других западных союзников, Байден подтвердил взятые на себя обязательства. Он повторял свои обещания в июне, в июле и в августе. В сентябре, когда контрнаступление застопорилось, а его американское финансирование стало неустойчивым, Зеленский прилетел в Вашингтон, чтобы попытаться убедить колеблющихся республиканцев, и Байден снова подтвердил обязательство Америки поддерживать Украину на все время ее противостояния России.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Поэтому слова американского президента, сказанные на этой неделе, когда Зеленский вернулся в столицу США, чтобы попытаться выбить более шестидесяти миллиардов долларов чрезвычайной помощи для Украины, которая в настоящее время находится в заложниках у Конгресса из-за республиканцев, требующих радикальных изменений в пограничной и иммиграционной политике, поражают еще больше. На этот раз Байден стоял рядом с заметно уставшим Зеленским, но не стал произносить формальных слов поддержки. Вместо этого он сказал: "Мы будем продолжать поставлять Украине критически важное вооружение и оборудование, пока сможем". До тех пор, пока мы можем. Какое разочарование. И президент США, и его украинский коллега осознавали опасность бездействия Конгресса, признавая при этом, что они мало что могут сделать, чтобы это предотвратить. По словам Байдена, если законодатели уйдут на каникулы, не одобрив выделение дополнительных средств для Украины, они сделают Путину "огромный рождественский подарок".
В четверг, когда члены нижней палаты Конгресса покинули Вашингтон, а Сенат, несмотря на продолжающиеся дебаты, казалось, был далек от их завершения, Путин был готов забрать свой подарок. "Когда мы достигнем наших целей, наступит мир", — заявил он на своей ежегодной пресс-конференции. "Победа будет за нами". Следует отметить, что заявленные им цели остаются теми же, что и на момент начала конфликта: прекращение существования Украины как независимого государства. Похоже, он был хорошо осведомлен о том, что происходит на Капитолийском холме. "Украина почти ничего уже не производит — все идет с Запада, — сказал он. — Но эта халява когда-то может и закончиться, и, судя по всему, так и заканчивается помаленьку". (цитата проверена здесь http://kremlin.ru/events/president/news/72994— прим. ИноСМИ)
Согласно мнению специалистов, Путин будет стремиться продолжать военные действия, по крайней мере, до ноября следующего года, учитывая все более реальную перспективу победы Дональда Трампа — поклонника президента России, который скептически настроен в отношении Украины. Однако развязка ближе, чем ожидалось. Если стратегия Путина заключалась в том, чтобы выждать пока поддержка Украины Западом ослабнет, то события этой недели в Вашингтоне свидетельствуют о том, что стратегия работает — и даже, вполне возможно, идет с опережением графика.
И все же, что примечательно, это история не столько о конфликте России со своим соседом, сколько о внутренних баталиях Америки по поводу того, какой сверхдержавой она хочет быть. Даже республиканцы, которые заявляют, что являются убежденными сторонниками Украины и Израиля, помощь которому также является частью законопроекта о чрезвычайных дополнительных мерах, теперь говорят, что не отступят, если Байден не согласится на требования по поводу границы. И это в Сенате, где предполагалось, что Байдену будет легче добиться принятия пакета финансовой помощи. Теоретически, двухпартийное большинство в обеих палатах по-прежнему поддерживает помощь Украине. Но в последних опросах, проведенных еще до начала президентской кампании 2024 года, число сторонников в обеих партиях значительно сократилось.
Для Украины это лишь последний ужасный поворот судьбы, связавший ее, казалось бы, успешное дело с дебатами по поводу границ США — возможно, самым токсичным вопросом и предметом манипуляций в американской политике сегодня. На этой неделе во время неофициальной встречи с руководителями аналитических центров в посольстве Украины в Вашингтоне Зеленский дал понять, что осознает, насколько судьба страны сейчас вплетена в более широкую сеть проблем ее спонсоров. Алина Полякова, которая в качестве руководителя Центра анализа европейской политики присутствовала на заседании, сказала мне, что Зеленский прекрасно понимает нюансы "минного поля американской политики", на котором оказалась Украина. "Я бы рискнула предположить, что сейчас нет лучшего аналитика по нашей внутренней политике, чем украинцы, — сказала она. — Для них это вопрос жизни и смерти".
Несколько недель назад советники Байдена настаивали на том, что двухпартийная поддержка финансовой помощи в обеих палатах будет способствовать тому, что голосование пройдет до конца года. Однако в четверг сенатор-республиканец Марко Рубио (Marco Rubio) из Флориды назвал такие перспективы "оторванными от действительности". Это потому, что дело, конечно, не только в Украине. Речь идет о слабости республиканского руководства в Конгрессе, о проблемах президента, который вступает в предвыборный год с самым низким рейтингом одобрения в истории, и о нерешительности великой державы, которая не знает, как — или даже нужно ли — вести за собой мир. "Сколько сможем" — это оценка того, в каком состоянии Америка и сам Байден находятся сейчас: едва держимся, не уверены в том, что ждет впереди, не способны взять на себя долгосрочные обязательства.
Если Трамп победит в следующем году, то можно ожидать еще много неожиданных поворотов. После невероятного избрания на пост президента в 2016 году большая часть первых двух лет пребывания Трампа у власти была направлена на отмену обязательств, взятых его предшественником: прежде всего, выход из Парижского соглашения по климату и иранской ядерной сделки. Трамп угрожал еще более разрушительными действиями, в том числе выводом американских войск из Южной Кореи и полным выходом из НАТО. Мало кто надеется, что у него найдутся советники, которые попытаются помешать ему осуществить эти угрозы во время второго срока. Что касается Украины, то здесь нет даже официального договора или соглашения, из которого ему пришлось бы выходить.
Когда Байден победил Трампа на выборах в 2020 году, волнения, вызванные отказом Трампа признать поражение и мирно покинуть пост, затмили то, что было одним из самых привлекательных предвыборных обещаний Байдена: перспективу возвращения к некому статус-кво, существовавшему до Трампа. Теперь мы знаем, что этого не произошло и, скорее всего, не могло произойти. Американские внешнеполитические обязательства, независимо от того, насколько торжественно они были сформулированы или насколько популярными кажутся, вряд ли будут способны пережить один президентский срок, не говоря уже о переходе власти на выборах от одной партии к другой.
На протяжении всего своего пребывания на посту президента, и особенно после начала военной спецоперации России против Украины, Байден периодически выступал с громогласными призывами к западным демократиям сплотиться против опасностей, исходящих от таких ревизионистских авторитарных держав, как Россия и Китай. Но в условиях, когда угроза американской демократии идет изнутри, такая риторика часто звучит неубедительно, поскольку подразумевает решимость и единство, которыми Запад просто не обладает. Байден, столкнувшись с тем, что он сам назвал "неожиданной" перспективой того, что его фирменное международное дело по оказанию помощи Украине будет отодвинуто Конгрессом, поглощенным решением политических проблем, теперь предлагает более реалистичную — хотя и пугающую — оценку. "Мир следит за тем, что мы делаем, — сказал он на пресс-конференции в Белом доме вместе с Зеленским, — и это будет ужасным сигналом для Путина и его союзников, если мы отступим сейчас". В четверг, прослушав пресс-конференцию президента России, справедливо будет сказать, что сигнал уже получен.