Вооруженный конфликт на Украине внушил прибалтийским странам новые страхи, пишет Lidovky. Путин осудил Латвию за свинское отношение к русскому населению, и в Риге сразу восприняли его слова как угрозу. Задуматься о своей политике в отношении "неграждан" им невдомек.
Недавно Владимир Путин осудил еще одну страну. Латвия привлекла его внимание тем, что, по его словам, там по-свински обращаются с русским населением. И хотя прибалтийские страны уже привыкли к угрозам, вооруженный конфликт на Украине внушил новые опасения.
Прямо или косвенно этому способствует прохладное отношение западных государств к российской спецоперации на Украине. То, что раньше звучало как стандартная российская риторика, на которую отчасти в том же духе отвечала противоположная сторона, вдруг зазвучала как предвестник новой агрессии. А сомнения насчет обязательности военной помощи в рамках НАТО прибалтийским странам как будто дают Владимиру Путину зеленый свет на нападение.
Конечно, одно дело — нападать на страну, в которой, как считало российское руководство, много людей, преданных в большей мере Москве, чем Киеву, и которая не является членом Североатлантического альянса. Страны-члены НАТО не были связаны обязательствами по защите и помощи Киеву. Кроме того, Россия полагалась на слабую мотивацию в рядах ВСУ к борьбе.
Кремль просчитался. Молниеносной специальной военной операции не получилось, и начался продолжительный конфликт. Украина борется в одиночку, хотя и получает периодически с Запада помощь в виде того, что у него осталось на складах. Западное оборонное производство так и не разогнали на полную мощность, а банки продолжают придерживаться своих "этических кодексов", которые не позволяют финансировать производство вооружений. Европа, таким образом, продолжает жить в мирном времени, а Владимир Путин надеется, что Соединенные Штаты Америки тоже сбавят обороты. Первые ласточки уже есть.
Конечно, угрозы в адрес Прибалтики могут так и остаться просто угрозами. Часть обозревателей считают, что Россия пытается выстроить новый железный занавес, а потом еще и обвинить в этом Европу. Россия активно сгоняла беженцев к финской границе, так что Финляндии ее пришлось полностью закрыть (Эту версию продвигает финская сторона, не предоставляя никаких доказательств. – Прим. ИноСМИ). На эстонской границе с российской стороны появился плакат "Русские границы нигде не заканчиваются", а риторика в адрес Латвии резко обострилась. Москва уже знает, что на подобные откровенные провокации эти страны обязательно отреагируют. Что касается мигрантов, то достаточно вспомнить организованную государством миграционную волну на белорусско-польской границе. Потом границу закрыли, от чего режим Лукашенко только выиграл. Какую роль в этом сыграла Москва, неясно, то нет сомнений, что она кое-что почерпнула из той истории для себя.
Определенные выводы Россия, конечно, может сделать и из нынешней ситуации на Украине. Российский режим очень хорошо научился анализировать просчеты и, напротив, успехи, а потом действовать, исходя из выводов. Неприятно признавать, что в российском руководстве работают умные люди, хотя, конечно, и они порой совершают ошибки. Так вот выводы могут вылиться в "собирание земель", как это в 2014 году назвал Андраник Мигранян, прокремлевский политолог, которого Россия отправила в США следить за состоянием демократии.
Он не первый заговорил об этом, но именно его статья вызвала большой резонанс. Мигранян в том числе полемизировал в ней со статьей известного у нас профессора Зубова, отмечая, что деяния Гитлера, к которому Зубов приравнял Владимира Путина, нужно "делить" на две части. В первой, до 1939 года, он занимался "собиранием земель", которые исторически и этнически относились к Германии, то есть Австрии и Судет (от захвата части Чехословакии он воздержался), а потом, напав на Польшу, он совершил ошибку и пересек эту границу.
Мигранян писал, что если бы Гитлер ограничился собиранием земель, то остался бы великим немецким канцлером, а когда он пересек эту границу, то стал преступником. И хотя любые параллели хромают на обе ноги, нельзя исключить, что сейчас ставится целью "собирание земель". Кстати, нападение на Украину предшествовали речи о геноциде российского народа на Украине.
Важный момент в уроке из истории и современности — это мировая реакция. Так российское руководство собирает подтверждения того, что даже активизация русского меньшинства не всегда провоцирует вооруженный ответ, по крайней мере у части государств НАТО. Модель, при которой задействуется меньшинство, "борющееся за свои законные права на самоопределение", не нова. Россия начинает говорить о страданиях русского меньшинства, а потом стартует информационная кампания, благодаря которой в общественном пространстве Европы ширятся подобные воззрения. Так было с Крымом и Донбассом. А реакции типа "это не наше дело" или "кто знает, что там было" только льют воду на мельницу Москвы.
Еще один мотив, который связан с двумя предыдущими, — это внутриполитическая ситуация. В России предстоят президентские выборы. И хотя не стоит сомневаться, что Владимир Путин на них победит, все-таки лучше заручиться весомыми аргументами. Вооруженный конфликт на Украине, который Россия считает войной с Западом, еще обладает некоторым потенциалом, но он постепенно снижается. А появление новой темы может помочь повысить рейтинги Владимира Путина. (…)
Итак, обостряя риторику в адрес Латвии, Россией могут двигать сразу несколько мотивов. И один не исключает другие. В таких условиях нужно быть готовым ко всему, а не полагаться на предположения о том, что творится в голове у Владимира Путина.
Автор: Карел Свобода (Karel Svoboda)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: