«Казахстану необходимо закрепить статус лидирующего государства в регионе Центральной Азии», –
Не последнюю роль в этом выборе играет география. Расположенный в самом «сердце» региона, Узбекистан граничит со всеми странами Центральной Азии и Афганистаном, при этом не имеет общих границ ни с Китаем, ни с Россией, что затрудняет Москве и Пекину возможность оперативно влиять на ситуацию в республике. Установив привилегированные отношения с Ташкентом, Вашингтон сможет опереться на него для контроля ситуации и во всех республиках ЦА, и в Афганистане. Именно под предлогом угрозы афганского терроризма США пытаются вовлечь РУ во все более тесное сотрудничество. Пока речь идёт о
Ради закрепления в Узбекистане американская сторона не стала изобретать велосипед. В ход идет давно отработанная тактика, предполагающая многочисленные контакты с политическим и военным руководством страны, грубая лесть и щедрые посулы экономической поддержки с одновременным расширением собственных лоббистских возможностей, в том числе через программы реформирования системы госуправления и формирования дружественных политических элит на местах. И, как «вишенка на торте», обработка общественного сознания пропагандой все тех же либеральных прав и свобод и назначением третьей стороны на роль врага и виновника всех оставшихся нерешенными социальных проблем.
По линии контактов и лести в уходящем году в Узбекистане отдувалась целая команда политиков разного уровня, начиная с госсекретаря Энтони Блинкена и заканчивая сенатором Гэри Питерсом. Посетивший республику в сентябре с. г. командующий Центральным командованием ВС США Майкл Курилла в этот раз
Несмотря на существующие механизмы двустороннего сотрудничества – Диалог стратегического партнерства между США и Узбекистаном, Диалог в рамках формата «Центральная Азия – США», кокус по Узбекистану Конгресса США, – объёмы двустороннего взаимодействия пока не могут похвастаться высокими показателями. Товарооборот между США и РУ в 2022 г. составил лишь 436,8 млн долларов.
Тем не менее отмечается активизация интереса к Узбекистану американского бизнеса, пытающегося компенсировать потерю обширного российского рынка сбыта. В рамках визита президента Мирзиёева в Нью-Йорк 17-19 сентября состоялось подписание инвестиционного соглашения с компанией Air Products общей стоимостью 10 млрд. долларов, в том числе по развитию газоперерабатывающего предприятия Uzbekistan GTL. Интерес к сфере добычи и переработки ресурсов, энергетики, агропрома, медицинских технологий и фармацевтики демонстрируют и другие американские корпорации, в их числе Exxon Mobil, Abbott, General Electric, Caterpillar, US Inc., John Deere, GE Healthcare и др. В начале июня республику посетила торговая миссия Министерства торговли США, в которой приняли участие эксперты в области гражданской атомной энергетики, а также представители корпораций Google, SAS, Altec, McDermott Int. и др.
Динамичному освоению внутреннего рынка центральноазиатской республики американскими компаниями в значительной мере способствует тот факт, что, следуя все более настойчивым требованиям партнёров, Узбекистан после начала российской спецоперации на Украине приостановил реализацию ряда крупных инициатив, связанных с Россией. В подвешенном состоянии остается проект строительства АЭС российского образца, заторможена интеграция РУ в ЕАЭС, тормозит двустороннее военно-техническое сотрудничество, несмотря на то что перед Министерством обороны РУ остро встал вопрос о необходимости технического обслуживания и ремонта закупленной у России военной техники.
Свои услуги Ташкенту, пытающемуся встроиться в глобальную западную экономическую парадигму, активно предлагают подконтрольные США и их союзникам международные финансово-кредитные институты. В последнем квартале 2022 г. госдолг республики увеличился на 3 мдрд. долларов, достигнув 29,2 млрд долларов (более 30 процентов ВВП). Как показывает печальный опыт многих развивающихся экономик Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы, помощь американских кредиторов почти всегда оборачивается экономической кабалой, а потом и утратой политической самостоятельности и государственного суверенитета.
Попытки поуказывать Ташкенту на то, как следует вести собственные внутренние дела, уже активно предпринимаются. То там, то сям в «независимых СМИ» и высказываниях «гражданских активистов» мелькают обличительные заявления о репрессиях, якобы проводимых в отношении участников беспорядков в Каракалпакстане, звучат призывы к принятию жестких мер против сотрудников правоохранительных органов за «произвол» в отношении свободолюбивых граждан в Нукусе в июле 2022 года, требования прав и свобод для всех ущемленных.
Пока что такие попытки немногочисленны и достаточно сдержанны. Даже вечно всем недовольные западные наблюдатели на президентских выборах
Потребности Узбекистана, проводящего крупномасштабные политические и экономические реформы и заинтересованного в помощи для их реализации, создают широкие возможности для деятельности американских ведомств и организаций, относящихся к сфере т. н. мягкой силы. В первую очередь речь идет о давно снискавшем себе дурную славу «инкубатора цветных революций» Агентстве США по международному развитию (USAID).
По итогам визита главы агентства Саманты Пауэр принято решение о дальнейшем расширении финансово-технического содействия со стороны США в рамках 92 проектов в сфере здравоохранения, образования и реформирования системы государственного управления, реализуемых агентством на территории всей страны. Такое расширение
Исполнением реализуемой при поддержке американской стороны программы правовых реформ в Узбекистане (бюджет 16 млн долларов) также занимается консалтинговая компания Tetra Tech со штаб-квартирой в Калифорнии.
Расширение содействия предполагает регистрацию на территории республики некоммерческих организаций, выбранных запрещённым в России USAID в качестве основных кураторов реализуемых проектов. В частности, речь идёт о некоммерческом фонде Eurasia Foundation, ответственном за программу по поддержке гражданского общества с бюджетом в 2,3 млн долларов, а также НКО Internews Network, уполномоченной на осуществление в РУ «Центральноазиатской медиапрограммы» с бюджетом в 15 млн долларов.
Очаровывание Ташкента проводится, как говорится, «на всех фронтах и на все деньги». Посмотрим, станет ли Узбекистан «любимой женой» дяди Сэма, или всё кончится по сценарию «обещать – не значит жениться», как мы наблюдали в отношениях американцев с Грузией, Арменией, Молдавией, Украиной и, похоже, с Казахстаном.
Читайте нас: