Каких птиц приручали и дрессировали для охоты, что входит в перечень снаряжения құсбегі и какие строки посвятил охоте с птицами Абай Кунанбаев, рассказывает корреспондент NUR.KZ.
Традиции охоты с хищными птицами культивировались еще до нашей эры и сохранились по нынешнее время у многих народов мира. В наши дни охота с соколом или другой обученной птицей чаще всего является досугом, развлечением. Попробовать поохотиться с птицей может любой турист: стоит только добраться до места, где оказывается соответствующая услуга. Раньше же этот вид охоты считался настоящим ремеслом: человек, умевший обращаться с птицами, не только не знал нужды, но и мог обладать высоким положением в обществе.
В казахском языке для обозначения человека, который на постоянной основе занимается разведением и обучением хищных птиц, есть несколько слов. Одно из самых известных – құсбегі (соответственно, құсбегілiк означает "искусство охоты с птицей" или "процесс охоты с птицей"). Сам же термин "құсбегі" состоит из двух слов – "құс" и "бек". На русский язык его можно перевести как "хозяин птиц" или "властелин птиц".
Таким образом, құсбегі является общим обозначением для человека, охотящегося с птицей. Также по отношению к таким охотникам зачастую применяется слово "саятшы" (саят – охота с ловчими птицами). Иногда под "саятшы" подразумевается конкретно соколиная охота. Следует также знать, что казахские құсбегі могли именоваться исходя из вида птицы, с которой они предпочитают охотиться.
Например, есть бүркітші (охотник с беркутом), қаршығашы (охотник с ястребом). Кроме этого, казахи практиковали охоту с орлом, пустельгой, балабаном, сапсаном, малым ястребом и т.д.
Умелый охотник с ловчими птицами пользовался огромным уважением в казахском обществе. Его социальный статус считался достаточно высоким. Кроме того, хорошая охотничья птица считалась символом богатства. Так, очень состоятельные казахи имели целые стаи хищных птиц: для них охота была исключительно развлечением. Они также могли позволить себе нанять людей, которые ухаживали и дрессировали птиц.
Не стоит также забывать, что ловчая птица традиционно входит в число Жеті қазына (перечень Семи сокровищ, к обретению которых должен стремится казахский мужчина). Далеко не каждый мог позволить себе приобрести ловчую птицу: обученный орел мог стоить нескольких верблюдов. Но стать обладателем ловчей птицы лишь малая часть дела. Для того, чтобы натаскать ее на пушного зверя или другую птицу, уходили месяцы кропотливых тренировок.
Безусловно, құсбегілiк представляет собой яркое и самобытное явление. Поэтому многие казахские писатели и поэты изображали процесс охоты в своих произведениях. К примеру, Абай Кунанбаев посвятил ей одно из своих
Қансонарда бүркітші шығады аңға
Тастан түлкі табылар аңдығанға.
Жақсы ат пен тату жолдас – бір ғанибет,
Ыңғайлы ықшам киім аңшы адамға.
Салаң етіп жолықса қайтқан ізі,
Сағадан сымпың қағып із шалғанда.
Бүркітші тау басында, қағушы ойда,
Іздің бетін түзетіп аңдағанда.
Для продуктивной охоты құсбегі и птица должны иметь отличное взаимопонимание. Несмотря на то, что животное приручается в раннем возрасте, оно остается диким до конца своих дней. Хороший охотник должен обладать огромным терпением, чтобы добиться доверия ловчей птицы. Именно доверие является залогом того, что хищник будет возвращаться к құсбегі во время охоты.
Среди самого необходимого снаряжения охотника стоит выделить балдақ (насест для птицы в виде рогатины), биялай (рукавица, предохраняющая руку охотника от повреждения когтями или клювом), аяққап (специальные ноговицы, защищающие нижние конечности птицы от обморожения), иыққап (аналогичный предмет, но только для защиты плечевых костей), томаға (кожаный мешочек, закрывающий глаза птицы). Помимо этого, во время охоты құсбегі необходима кормовая сумка, аркан, крюк, багор, нож, сумка для трофеев и т.д.
В современном Казахстане традиции құсбегілiк не только сохранены, но и активно культивируются. В разных регионах организуются соревнования охотничьих птиц, на которые съезжаются казахстанские и зарубежные мастера традиционной охоты. О подобных состязаниях
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы
Алиева Зарина
Читайте нас: