Еще до войны Пекин сохранял преимущество во всех переговорах с Москвой по поводу поставок газа, и после начала войны его положение только укрепилось.
Несмотря на возможные надежды Кремля к возвращению «бизнеса как обычно» на европейском энергетическом рынке, после того, как проблемы на Украине должны были быть быстро улажены, сейчас, два года спустя, становится ясно что назад пути нет. Россия однажды вполне могла бы снова стать достаточно важным поставщиком на европейский рынок, но ее положение как поставщика трети энергии Европы вряд ли будет восстановлено.
Поэтому сейчас внимание Москвы обратилось на восток, к Китаю, в надежде, что однажды он сможет компенсировать потерю Европы. Россия в отчаянном положении, и Китай это знает.
В течение многих лет Россия продвигает идею строительства второго трубопровода в Китай, Сила Сибири-2. Этот трубопровод будет больше первой Силы Сибири, его планируемая пропускная способность 50 миллиардов кубометров в год, и он должен будет доставлять газ с арктических месторождений, которые когда-то поставлялись в Европу, прямо в китайские ключевые центры потребности газа.
Сейчас Москва стремится заключить сделку как можно быстрее, и теперь у нее мало других вариантов — она перекачивает больше газа в Среднюю Азию и Азербайджан и надеется отправлять в Турцию больше газа, часть которого возможно в итоге окажется на европейских рынках.
Итак, теперь есть Китай, ожидающий газа от страны с его значительными запасами и без большого рынка для его продажи. Пекин будет продвигать жесткую цену на газ и скорее всего вынудит Москву полностью оплатить строительство трубопровода, по которому этот газ будет поступать. Ценовые условия контракта на поставку Силы Сибири никогда публично не разглашались, но ранее агентство Bloomberg сообщало со ссылкой на документы правительства России, что в следующем году газ из Силы Сибири будет стоить 271,6 доллара за тысячу кубометров против 481,7 долларов для Турции и Европы.
Россия надеялась добиться китайского финансирования для первой Силы Сибири, но этого не произошло. Переговорные позиции Москвы тогда были значительно сильнее, ведь отношения с Западом еще были достаточно теплыми. И все же, строительство трубопровода ей пришлось оплачивать самой. Не стоит ожидать что Китай в этот раз будет делать что-то по-другому, несмотря на отношения «без границ» между Путиным и Си.
И ясно, кто в этих отношениях более слабый партнер.
Подпишись: