Недавний инцидент с Balticconnector вновь привлек внимание к уязвимости подводной инфраструктуры, но это лишь самый недавний инцидент в серии подобных ему в Северной Европе.
В 2021 году участок дата-кабеля передачи длиной несколько километров исчез из вод к северу от Норвегии. В феврале 2022 года был поврежден норвежский кабель передачи данных, и как заявили расследующие случай органы, имеются признаки вмешательства человека. Самым громким инцидентом стала диверсия на газопроводе Nord Steam между Россией и Германией в сентябре 2022 года.
Виновные в этих инцидентах остаются неустановленными — в случае взрывов Северного потока есть подозрение, что виновата Украина, однако эти инциденты усилили растущую напряженность между НАТО и Россией, которая, как считают в альянсе, может и готова проводить диверсии в отношении трубопроводов и подводных кабелей для давления на своих конкурентов.
Однако защита подводной инфраструктуры — непростая задача. Это легче сделать на мелководье или вблизи военно-морских баз, например, в Балтийском и Северном морях, но обнаружить и предотвратить неприятельскую деятельность в глубоких водах или вдали от берега, например, в Северной Атлантике, гораздо сложнее.
Ситуация осложняется тем, что подводная инфрастуктура часто проходит через международные воды, усложняя правовую базу по ее защите и затрудняя реагирование.
«Когда дата-кабель пересекает Атлантический или Тихий океан, то по большей части находится на территории, которая принадлежит всем», заявил после октябрьского инцидента самый высокопоставленный офицер британского королевского флота, адмирал Бен Ки. «Поэтому мы, будучи группой стран-единомышленников, теперь должны тщательно продумать то, как защитить нашу экономическую безопасность».
Кроме того, в России есть подразделения, занимающиеся разведкой и саботажем такой инфраструктуры, и там для подобной деятельости построены специальные суда, маскирующие свое истинное предназначение.
Главное управление глубоководных исследований, известное как ГУГИ, занимается подводной деятельностью, в ее ведении находятся подводные лодки, надводные корабли и беспилотные подводные аппараты, специализирующиеся на глубоководных операциях, в том числе, диверсиях подводной инфраструктуры.
В последние годы суда ГУГИ не раз были замечены вблизи подводной инфраструктуры. В 2017 году адмирал, отвечающий за подводный флот НАТО, предупреждал, что российская деятельность вблизи подводных кабелей была самой высокой за всю историю, а глава разведки НАТО Кэттлер, в мае заявлял, что Россия активно картирует критически важную инфраструктуру союзников.
Читайте нас: