В последних числах ноября в российских соцсетях завирусилось
Причины, по которым эта инженерная шутка вызвала такой интерес, очевидны – это продолжающееся засилье разнообразных ударных дронов над полями сражений в зоне СВО и отсутствие по-настоящему эффективных средств против них. В извечном противоборстве нападения и защиты новый жужжащий «меч» за последний год вырвался далеко вперёд и продолжает наращивать отрыв, тогда как потенциальные «щиты» отстают.
К настоящему времени российская армия серьёзно превосходит ВСУ в количестве и уровне использования дронов всех видов, тем не менее для украинской стороны беспилотники остаются чуть ли не единственным боевым средством, которое не уходит в минус по соотношению расходы/результаты. Вопрос защиты от вражеских БЛА стоит перед нашими войсками на передовой достаточно остро, так что в ход идут не только табельные, но и подручные средства и смекалка.
Блеск и нищета москитных сеток
Как известно, защита от чего угодно может быть либо пассивной, либо активной. Как уже сказано выше, с активной обороной от дронов дела пока обстоят не очень, поэтому бойцам на передовой приходится рассчитывать в первую очередь на разного рода «инертные» средства.
Так с течением времени находят всё более и более широкое применение пресловутые козырьки: первоначально использовавшиеся только на танках, ныне защитные экраны устанавливаются практически на любую
Постепенно козырьками покрывается и полевая «недвижимость». Блиндированные окопы для техники – давно не
Чего всё ещё мало, так это промышленных решений в данной области. Заводские козырьки, иногда даже с креплениями под динамическую защиту, пока что отработаны только для танков. Новая лёгкая бронетехника идёт на фронт с допзащитой от «горизонтальных» угроз, таких как ПТУР, но штатной защитой крыши пока не обзавелась. Расширяется производство комплектов навесных бронеплит для грузовиков и джипов, но о каких-либо «зонтиках» против дронов тоже пока ничего не слышно, равно как и о сборно-разборных «шатрах».
Отчасти это связано с объективными техническими сложностями. Для лёгкой бронетехники главным ограничителем является компоновка: башни БМП и тем более БТР слишком малы, чтобы установить на них козырёк большой площади, а при опоре на корпус стойки неизбежно будут мешать вращению башни. Против допзащиты автомобилей выступает грузоподъёмность и (особенно) устойчивость: опрокинуться с вовсе не лёгким козырьком над крышей очень просто. Кроме того, с допзащитой крыши можно проехать далеко не везде, и в лесистой местности козырьки не устанавливают даже на танки.
Эффект от использования пассивных средств тоже неоднозначен. С одной стороны, козырьки представляют собой хоть и не панацею, но достаточно хорошее средство от сбросов с коптеров-гранатомётчиков, а допзащита бортов помогает от камикадзе так же, как против классических боеприпасов. С другой стороны, кустарно установленные экраны и решётки зачастую не работают вообще или почти никак, именно потому что размещены нерационально (особенно много сомнений вызывают сетки над пакетами «Градов» и тому подобные варианты).
Магнитно-резонансная томография
Различные активные средства защиты от дронов гораздо более перспективны, чем просто приваренные к технике решётки, хотя бы потому что они позволяют «валить» враждебные жужжалки на безопасном расстоянии. Впрочем, с ними тоже не всё гладко. Например, генератор помех «Волнорез», подавляющий каналы управления FPV-дронов, находит всё большее и большее применение на бронетехнике, а вот электромагнитные ружья, судя по всему, до сих пор применяются нерегулярно и не везде. Этому тоже есть объяснение, и даже не одно.
Дронобойка – оружие специфическое, способное поражать только один вид целей, но при этом довольно тяжёлое и требующее особого ухода. Батарею она расходует достаточно быстро, но в очереди к полевому генератору или аккумулятор на подзарядку приоритет ЭМ-ружья явно меньше, чем у собственных коптеров.
На FPV-дроны, использующий другой диапазон частот, типовая дронобойка не подействует, равно как и на управляемый через Starlink украинский тяжёлый мультикоптер (или, как его ещё называют, «бабу ягу»). Зато паразитное излучение весьма ощутимо воздействует на оператора, и если не пользоваться специальным защитным костюмом (что в полевых условиях почти невозможно), то через довольно короткое время боец начнёт испытывать мучительные головные боли и другие побочные эффекты.
По этим причинам гораздо чаще, чем использование дронобоек, можно увидеть, как солдаты пытаются сбить вражеские коптеры огнём из стрелкового оружия. Против «бабы яги», налёты которых, как правило, происходят ночью, пулемёт с тепловизором и вовсе является основным средством. А из средств РЭБ первого эшелона возимые комплексы, такие как «Сапфир», используются с гораздо большим эффектом, чем ручные дронобойки.
Главным узким местом остаётся защита пехоты от дронов на открытой местности – там бойцам остаётся полагаться только на свою внимательность и немногочисленные пока что личные детекторы, которые улавливают сигналы управления и своим писком предупреждают об опасности. По отзывам с мест, неплохо показывает себя детектор «Булат», способный обнаруживать дрон на расстоянии до километра и определять его модель, но в войсках их пока гораздо меньше, чем хотелось бы. И в любом случае, даже после предупреждения, штурмовику остаётся только залечь и надеяться на удачу.
Кончается реальность, начинается мечта
Конструкторская мысль не стоит на месте, и вовсю продолжаются эксперименты с многоразовыми FPV-дронами, которые должны не таранить цель, а забрасывать её гранатами с пикирования или расстреливать из РПГ. Классические камикадзе начинают оснащаться тепловизорами, что позволит использовать их ночью так же интенсивно, как днём. Запускаются в серию первые настоящие военные коптеры (такие как отечестенный «Ветер») с помехозащищённой связью, более устойчивые к как РЭБ. Наконец, уже отмечены первые факты применения камикадзе с автоматизированным поиском цели и наведением на неё, что открывает путь к полностью автономным «ударникам» и барражирующим боеприпасам.
Уже в обозримом будущем, буквально через пару лет, без надёжной противодронной защиты на поле боя можно будет только эффектно сгинуть. А логика вещей подсказывает, что наиболее эффективными окажутся средства, физически повреждающие и разрушающие вражеские беспилотники. И, само собой, работать они должны автоматически, иначе просто невозможно будет вовремя реагировать на молниеносные атаки с воздуха. Есть мнение, что реализовано это будет в двух основных формах: неких наземных пулемётных и/или лазерных установок (в том числе и на общем лафете), и автоматизированных дронов-перехватчиков, которые будут сбивать вражеские аппараты тараном.
Пока что готовых к применению комплексов такого рода в России ещё нет, но есть необходимые для них компоненты: дистанционно управляемые пулемёты, системы распознавания образов, представленный «Ростехом» буквально на днях опознаватель «свой-чужой» для малых БЛА и так далее. Таким образом, остаётся «просто» собрать всё это в одну систему, что на самом деле не так уж просто, но более чем выполнимо для наших инженеров, так что российские войска беззащитными точно не останутся.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: