Дании планируется поручить проверку и, возможно, блокирование российских танкеров и танкеров под «удобными» флагами с российской нефтью, проходящих через ее территориальные воды,
Утверждалось, что датские власти должны будут проверять и в случае необходимости останавливать танкеры (в том числе не имеющие западной «экологической» страховки), проходящие транзитом через проливы Каттегат, Скагеррак и Эрессун на Балтике. Предлагаемые меры нацелены и на фрахтовые компании, продающие РФ свои старые нефтеналивные, которые впоследствии входят в состав российского танкерного флота.
От 20 до 30 % своего морского экспорта нефти (или 1,5% мировых поставок) Россия отправляет через Датские проливы, так что любая попытка заблокировать эти поставки неминуемо привела бы не только к росту цен, но и спровоцировала бы конфронтацию, вплоть до военной. Видимо, осознав серьёзность ситуации, анонимные европейские дипломаты поспешили «дать заднюю»,
Однако вброс «международной деловой газеты» с британской пропиской едва ли можно считать случайностью. Известно, что именно в Лондоне придерживаются наиболее радикальных антироссийских воззрений, всячески стремясь спровоцировать прямую военную конфронтацию между Россией и «континентальной» Европой. «Блокирование коммерческих судов в датских проливах противоречит фундаментальным морским правилам, включая Конвенцию ООН по морскому праву, которая регулирует морское судоходство, –
Напомним, упомянутые три пролива контролируются совместно Данией и Швецией, при том, что большая часть их акватории принадлежит Копенгагену. Как
Согласно подписанному, в том числе, и Российской империей международному «Копенгагенскому трактату» ещё 1857 года все «датские» проливы получили статус международных водных путей с отменой ранее вжимавшихся датчанами пошлин и установлением режима свободного судоходства всех стран. Для обеспечения безопасности судоходства в проливах, Дания предоставляет услуги лоцманской проводки, а специализированное «морское» агентство ООН «настоятельно рекомендует», но не обязывает судовладельцев пользоваться услугами лоцманов. Королевские указы 1951 и 1976 г., не препятствуя торговому мореплаванию, вводили уведомительный порядок прохода через проливы военных кораблей (про танкеры там ничего нет). В марте 2022 г. ассоциация датских лоцманов заявила о прекращении обслуживания судов с российскими грузами, однако через два месяца правительство Дании это решение отменило.
С учетом кардинально изменившихся эксплуатационных факторов и условий грузового судоходства, требуется корректировка имеющейся хлипкой нормативно-правовой базы на основе Конвенции по морскому праву, гарантирующей беспрепятственное судоходство в международных проливах.
К сожалению, до сих пор такой документ (хотя бы наподобие Конвенции Монтрё по Черноморским проливам), призванный худо-бедно регламентировать международные грузовые перевозки по трансбалтийским проливам, отсутствует. Данное обстоятельство облегчает любые произвольные решения Дании (и Швеции), равно как и их союзников, по прохождению и танкеров через эти артерии.
По некоторым данным, в связи с вступлением в 1949 г. Дании в НАТО Советский Союз, предлагал разработать общерегиональное соглашение о грузовом судоходстве, гарантирующее, ввиду международной значимости «датских» проливов, свободу перемещения через них невоенных грузов в обоих направлениях (1). В ответ на это (и в последующие десятилетия) в Копенгагене неизменно заверяли, что включение Дании в НАТО ничем грузотранзиту через упомянутые проливы не угрожает. До поры до времени такие заверения Москву устраивали – тем более что Швеция была нейтральной, что позволяло при необходимости пользоваться «шведским» сектором проливов при блокировке силами НАТО «датского» участка этих артерий для советских грузовых судов.
Однако к настоящему времени вопрос вступления Швеции в НАТО – видится практически решённым. Вступив в 1995 г. в Евросоюз, Стокгольм в 2014 г. присоединился к антироссийским санкциям Брюсселя и последовательно их ужесточает.
Гипотетическое введение ограничительных мер в отношении российского нефтяного экспорта таит и иные «подводные камни». Так, любая реакция Москвы на возможные задержания судов под флагами третьих стран облегчит их идентификацию для самозваных охотников за «российским теневым флотом». Кроме того, возможные затруднения в «датско-шведских» проливах нацелены на переориентацию на маршрут Босфор – Суэцкий канал – Красное море, транзитные расценки по которому с 2022 г. последовательно увеличиваются. Таким образом, может косвенно решаться и задача понижения рентабельности поставок российской нефти на мировые рынки, где она более чем востребована. Увеличение трафика по черноморскому участку данного маршрута (Босфор и Дарданеллы) чреват и юридическими сложностями, которые могут быть использованы для политического давления на Москву. Около года назад, в декабре 2022 г. в проливах застряли десятки судов под предлогом отказа иностранных страховых компаний предоставлять письма-подтверждения о страховке для прохождения через проливы, как российских танкеров, так и танкеров под «удобными» флагами с российской нефтью.
В случае введения в «датских» проливах ограничительных мер без последствий для их инициаторов таких мер, наверняка возникнет и аналогичный соблазн и у присоединившихся к антироссийским санкциям дальневосточных стран – Японии и Южной Кореи. Через контролируемые Токио и Сеулом акватории и проливы частично проходят танкеры с российской нефтью, направляемые в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Противник в очередной раз демонстрирует наличие у него множества «домашних заготовок», призванных максимально затруднить внешнеторговые связи Российской Федерации. «Проблема в том, что и как-то помешать процессу досмотра будет проблематично, –
В случае развития ситуации по неблагоприятному сценарию наверняка последуют апелляции к международным арбитражным судам со ссылками на Конвенцию ООН по морскому праву. Едва ли профильные структуры ООН рискнут включать российскую нефть в реестр подсанкционной продукции, однако демонстративное пренебрежение коллективным Западом любыми юридическими нормами предполагает к любым поворотам событий…
Примечание
(1) Будучи заинтересованным и в альтернативных артериях между Балтикой и Атлантикой, СССР предлагал в 1946-47 гг. распространить принцип свободы невоенного судоходства также на балтийско-атлантический Кильский канал (протяжённостью 100 км) южнее Шлезвига и датско-шведских проливов, с ограничением германского над ним суверенитета в этой артерии. Однако Великобритания, в чьей зоне оккупации оказался этот канал, в 1946 г. восстановила здесь принцип свободы здесь судоходства, отменённый ещё нацистами в 1938 году. Вместе с тем, ограничить здесь суверенитет формируемой ФРГ британцы при поддержке США отказались. К настоящему времени по факту антироссийские санкции Евросоюза фактически распространяются на этот маршрут: если в 2021 году через Кильский канал
Читайте нас: