23 ноября в Москве состоялся Белорусский инвестиционный форум. Это ежегодное мероприятие, которое Белоруссия проводит в разных финансово-экономических центрах мира для привлечения инвестиций в экономику республики. В 2021 и 2022 гг. Белорусский инвестиционный форум принимали Стамбул и Дубай. До 2020 г., когда Белоруссия рассчитывала на развитие контактов с Западом, форумы регулярно проводились в европейских столицах.
В Москве это мероприятие прошло впервые, несмотря на то, что российское участие в белорусской экономике всегда было ключевым. Однако именно это долгое время беспокоило белорусскую сторону, которая воспринимала подобное положение вещей как зависимость и искала инвесторов в Европе, Китае и других странах с целью уравновесить российское влияние.
До 2020 г. в Минске озвучивали планы по переходу внешнеторгового баланса Белоруссии к формуле 30:30:30, где на Россию, ЕС и «страны дальней дуги» (т. е. фактически весь остальной мир) приходится по 30%. На тот момент Россия и ЕС были основными торговыми партнерами Минска, их доли в торговом обороте были примерно равны. Однако основной статьей экспорта, который Белоруссия поставляла на европейский рынок, были нефтепродукты из российского сырья. При этом торговое сальдо Белоруссии с Россией оставалось устойчиво отрицательным, т. е. в России республика закупала больше, чем продавала там.
Сегодня, в условиях, когда и Белоруссия, и Россия находятся под западными санкциями, очевиден провал попыток внешнеэкономической диверсификации, которые Минск предпринимал в рамках своего многовекторного курса. Ориентированность на российский рынок и высокая зависимость от него остаются структурными особенностями белорусской экономики.
Как показывает опыт и самой Белоруссии, и в особенности Украины, попытки так называемой диверсификации могут нести серьёзные политические риски. Экономика не функционирует сама по себе, она всегда идет рука об руку с политикой и идеологией. Чтобы быть на европейском рынке, необходимо соответствовать тем нормам и требованиям, которые выдвигает ЕС, а также следовать задачам европейской политики.
Очевидно, что ЕС всегда рассматривал экономическую диверсификацию Белоруссии как инструмент её окончательного отрыва от России и встраивания в антироссийскую балто-черноморскую дугу. Разумеется, для самой белорусской экономики подобная трансформация не несла бы ничего хорошего – достаточно посмотреть на соседнюю Украину или на прибалтийские государства, которые последовательно и упорно рубили экономические связи с Россией весь постсоветский период.
Сегодня, в условиях западных экономических санкций и обостряющегося геополитического противостояния, союз с Россией является залогом как политического, так и экономического выживания Белоруссии.
Проведение Белорусского инвестиционного форума в Москве стало негласным признанием этой новой реальности. Он собрал ведущих представителей деловых кругов России и Белоруссии, профильных экспертов, а также высших должностных лиц двух стран. В рамках форума прозвучал ряд важных заявлений, указывающих на направления белорусско-российского сотрудничества в ближайшем будущем.
В частности, министр экономического развития Максим Решетников анонсировал принятие нового интеграционного пакета. По словам министра, это должно произойти до конца этого года. Решетников также выразил удовлетворенность темпами реализации 28 союзных программ, которые были приняты лидерами двух стран в конце 2021 г. и отметил, что выполнено почти 90% мероприятий, запланированных на 2021-23 гг.
Со своей стороны, посол Белоруссии в России Дмитрий Крутой отметил, что к концу 2023 года товарооборот между двумя странами достигнет 50 млрд долларов, что составляет четверть от китайско-российского показателя. Очевидно, что это весьма впечатляющие цифры, свидетельствующие о глубокой взаимной зависимости и вовлеченности экономик России и Белоруссии.
Помимо взаимодействия на национальном уровне, важным аспектом белорусско-российского сотрудничества является сотрудничество регионов двух стран. Следует отметить, что в Белоруссии всегда уделяли особое внимание кооперации с субъектами РФ и развитию с ними прямых горизонтальных связей.
Это неслучайно, если учитывать, что по своим масштабам Белоруссия вполне сопоставима со многими российскими регионами, а значит, может более чутко реагировать на запросы субъектов РФ, которые могут удовлетворить белорусские производители.
Среди успешных совместных проектов последнего времени можно отметить совместное производство городского электротранспорта (электробусы и трамваи) в Нижегородской области под маркой МиНиН (расшифровать можно двояко — как Минск и Нижний Новгород, а также как отсылку к известной исторической фигуре Кузьме Минину).
Поставки сельхозпродукции, техники, общественного транспорта, кооперация в сфере логистики – это все то, что активно интересует Минск в сотрудничестве с российскими регионами.
Западные санкции также подталкивают Белоруссию к более активному взаимодействию с российскими регионами. Так, закрытие портов Литвы и Латвии для белорусского экспорта привело к тому, что грузопотоки из Белоруссии теперь идут через порты Ленинградской области и Мурманск. Это, в свою очередь, влечет необходимость инвестиций в транспортную инфраструктуру. В частности, назрела необходимость модернизации однопутной и неэлектрифицированной железнодорожной магистрали между Витебском и Санкт-Петербургом, по которой теперь идет основной поток белорусских грузов.
Традиционно прочные связи установились между Белоруссией и Калининградской областью. Белоруссия играет ключевую роль в обеспечении калининградского транзита и в целом выступает в качестве стратегического тыла для российского эксклава.
Впрочем, на фоне этой позитивной динамики в белорусско-российских отношениях сохраняется немало нерешённых вопросов и проблем. В первую очередь это касается институциональной слабости Союзного государства. Многие вопросы между Москвой и Минском по-прежнему решаются в ручном режиме, на основании договоренностей между президентами, а процессы принятия решений остаются затянутыми и неэффективными. Притчей во языцех стала эпопея с отменой роуминга между двумя странами, договоренность о которой была достигнута еще в 2017 г., но роуминг не отменён до сих пор.
Между странами по-прежнему сохраняется много различных административных препон, обусловленных разницей в законодательстве. Сохраняются такие анахронизмы, как межгосударственный тариф в пассажирском железнодорожном сообщении, который привязан к швейцарскому франку и существенно удорожает пассажирские перевозки между Россией и Белоруссией.
Эти и другие чисто технические вопросы не решаются годами. Во многом это обусловлено дефицитом политической воли из-за того, что у Москвы и Минска по-прежнему нет общего стратегического видения, какое же Союзное государство они строят и что оно в итоге должно из себя представлять.
На фото: М. Решетников на Белорусском инвестиционном форуме
Читайте нас: