19 ноября на президентских выборах в Аргентине победил 53-летний финансовый консультант и депутат парламента Хавьер Милей. Ему предстоит вступить в должность только 10 декабря, но он уже успел отметиться резонансными заявлениями о своих первых шагах. В их числе – легализация наркотиков, проституции, однополых браков, тотальная приватизация, отказ от сотрудничества с БРИКС. В этом списке – намерение ликвидировать Центробанк и включить Аргентину в долларовую зону.
Этот пункт является одним из ключевых в программе Либертарианской партии, которую и представляет новоизбранный президент. Либертарианство – это политическое движение, англоязычное название которого (libertarianism) происходит от латинского libertas ("свобода"). Своим появлением оно обязано британскому публицисту конца XVIII века Уильяму Белшаму, который поставил под сомнение право государства устанавливать налоги.
Либертарианцы утверждают, что налогообложение аморально по своей сути и ничем не отличается от грабежа. Поэтому налоги следует заменить добровольными взносами на финансирование услуг, предоставляемых государством населению. Причем в дальнейшем предоставление таких услуг должно перейти от государства частному бизнесу, благотворительным и другим организациям.
Не будем разбирать абсурдность указанных тезисов. Куда интересней ответ либертарианцев на вопрос, кто возьмет на себя одну из ключевых функций государства – обеспечение безопасности? Ответ в том, чтобы использовать опыт Панамы и Коста-Рики.
Во второй половине XX века Панама и Коста-Рика ликвидировали собственные вооруженные силы и заключили оборонительные соглашения с США. Они делегировали Вашингтону полномочия по обеспечению собственной безопасности.
Взамен дали согласие на размещение на своей территории американских баз. В Панаме такая база расположена в зоне Панамского канала, а в Коста-Рике функционирует в рамках программы "Корпус Мира". Кроме того, две латиноамериканские страны обязались вступить в долларовую зону. С тех пор доллар используется в Коста-Рике в качестве законной расчетной единицы наряду с местной валютой. В Панаме денежная единица США является основной, т. к. местная валюта практически не эмитируется.
По этому пути Милей и предлагает пойти аргентинцам. Ради справедливости надо признать, что его инициатива отнюдь не новая. В 2018 году президент Маурисио Макри заявил о намерении заключить оборонное соглашение с США. Предлагалось делегировать Вашингтону полномочия по обеспечению безопасности Аргентины – по примеру Панамы и Коста-Рики. Были подписаны предварительные соглашения о создании военных баз США в провинциях Неукен, Мисьонес и Огненная Земля. Эти регионы известны месторождениями газа, а также открывают доступ к Антарктиде. Кроме того, обсуждался вопрос о вхождении Аргентины в долларовую зону. Хавьер Милей просто вынес идеи Макри в публичную плоскость.
Добавим, что новый президент Аргентины стал первым главой государства, который официально задекларировал намерение реализовать либертарианскую программу. В случае успеха готовность его поддержать уже выразили в Перу, Чили, Эквадоре. В этих странах либертарианцы либо входят в правящие коалиции, либо возглавляют их. Их стремление воплотить либертарианскую доктрину в жизнь во многом стимулирует сложное экономическое положение.
Так, Аргентинская Республика еще в 2014 году была вынуждена признать дефолт ввиду неспособности погасить долги перед американскими инвестиционными фондами. В итоге Буэнос-Айресу пришлось подписать соглашение с МВФ, передав ему в залог весь золотовалютный резерв. И сегодня экономическая политика Аргентины, по сути, диктуется Международным валютным фондом. Политику же МВФ определяют западные страны во главе с США.
Интерес же Вашингтона заключается в том, чтобы переложить на кого-то неподъемный долг, который превысил $33 трлн. Основную часть этой задолженности составляют долговые обязательства, выпущенные частной структурой под названием ФРС. Именно Федрезерв является ответчиком по выпущенным им ценным бумагам.
В то же время ФРС исполняет функции Центробанка не только в США, но и Панаме, Эквадоре, Сальвадоре. Перечисленные страны не только входят в долларовую зону – Федрезерв в них официально имеет статус Центробанка. Соответственно, в случае предъявления к ФРС долговых обязательств солидарную ответственность по ним придется нести не только США, но и Панаме, Эквадору, Сальвадору. Теперь этот список хотят пополнить Аргентиной и другими латиноамериканскими странами. В США всерьез обсуждают вариант перевода на латиноамериканские государства части своего госдолга.
Единственный вопрос к политикам перечисленных стран Латинской Америки. Неужели они не видят, к чему их подводят? Кредиторы никогда не откажутся от требований по погашению задолженности. Либертарианцы подталкивают свои государства к тому, чтобы они лишились своей налоговой базы, доходов. Откуда взять средства для погашения задолженности? Добровольно никто не будет спонсировать государство. Золотовалютные резервы уже в залоге. Следовательно, рассчитываться придется уступкой недр, природных запасов. Но если у стран заберут их недра, то эти государства превратятся в колонии, а население – в рабов. Остается только удивляться тому, как значительной части населения так заморочили голову.