18 ноября компания SpaceX Илона Маска провела второй тестовый запуск космического корабля Starship S25 со своего полигона Starbase в Бока-Чика, штат Техас.
Запуск корабля состоялся в 7:02 по времени Восточного побережья США (16:02 мск). Трансляция пуска
На третьей минуте полета произошло успешное разделение ступеней. Первая ступень, ракета-носитель Super Heavy B9, преодолела границу космоса и поднялась на высоту 148 километров. По расчетам компании, при идеальном тестовом полете корабль должен был совершить вращение вокруг Земли, а затем упасть в Тихом океане в районе Гавайских островов.
Почти сразу после отделения от второй ступени ракета-носитель взорвалась. Через несколько секунд прервалась связь и с кораблем Starship S25. Как заявили в компании, скорее всего сработала специальная система прекращения полета.
«Мы полагаем, что потеряли вторую ступень... Мы полагаем, что во второй ступени сработала автоматическая система прекращения полета», – заявил представитель компании. Как можно предположить, после потери связи с кораблем Starship S25 была включена программа самоуничтожения. Произошло это на высоте 148 км.
Вся конструкция имеет высоту 120 метров и весит 4900 тонн.
Запуск Super Heavy обеспечивают 33 двигателя Raptor (20 маршевых и 13 рулевых), которые по расчетам могут вывести на околоземную орбиту до 150 тонн полезного груза.
Вся конструкция гораздо тяжелей и длинней ракеты «Сатурн-5», которая выводила корабли на Луну в 70-е годы. Хотя полезной нагрузки выводится чуть больше (150 тонн против 140 тонн). Советская ракета «Энергия», способная выводить на орбиту от 100 до 200 тонн полезной нагрузки, оснащалась всего лишь четырьмя кислородно-керосиновыми ускорителями РД-170 первой ступни и четырьмя кислородно-водородными маршевыми двигателями РД-012 второй ступени.
Первый тестовый запуск Starship состоялся 20 апреля 2023 года с того же самого космодрома Бока-Чика в Техасе. На высоте 38 км над Землей ракета начала неконтролируемо вращаться и падать, после чего
В прямом эфире трансляции старта Starship можно было наблюдать, что при старте не запустились три двигателя первой ступени, а затем остановились ещё три. Основной причиной потери управляемости назван взрыв блока управления гидравликой через 30 секунд после старта. В SpaceX
Инженеры Илона Маска решили проблему с отстыковкой первой ступени, применив так называемую горячую отстыковку, когда вторая ступень запускает свои двигатели, когда двигатели первой еще работают. Такой метод разделения ступеней далеко не нов, и странно, что инженеры SpaceX его не применили сразу, а занялись изобретением «деревянного велосипеда», то есть предлагая старые идеи и выдавая их за новые.
«Горячее разделение» ступеней
Справившись с отстыковкой первой ступени, инженеры Илона Маска «поймали» проблему повторного запуска двигателей Raptor после отстыковки, которая произошла лишь при трёх работающих рапторах.
С этой проблемой
«Наличие знакопеременных нагрузок, вибрации, относительно малые продольные перегрузки на начальном этапе развития практического ракетостроения сделали запуск жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) в полёте почти неразрешимой задачей. В пакетной же схеме двигатель второй ступени запускался одновременно с ЖРД первой ступени на Земле, под контролем и в нормальных условиях».
Выход тогда был найден пакетным расположением двигателей ракеты-носителя. В случае системы Starship – Super Heavy можно просто не выключать 33 раптора первой ступени после отстыковки.
После отстыковки три работающих раптора развернули Super Heavy контркурсом от Starship. Сразу после разворота были видны дренажные выбросы топлива из сопел рапторов и короткие вспышки. Дело в том, что на высоте в 148 км атмосфера ещё имеется, хотя и сильно разреженная. Набегающий в сопла рапторов воздух «завоздушил» топливные магистрали и ударил в камеру сгорания. Попытки выдавить пузыри дренажем к успеху не привели. Вибрации и гидроудары вывели из строя турбонасосные системы и вызвали взрыв.
Илон Макс всегда признавал превосходство российских ракетных двигателей над американскими. «Я провожу много времени, изучая конструкцию российских ракетных двигателей. Есть замечательные российские двигатели», —
«У них есть Илон Маск со своими ракетами, они слабее наших по характеристикам, но они летают и будут летать», — добавил академик.
Не имея возможности приобрести российские ракетные двигатели из-за санкционной войны, инженеры Илона Маска, как можно предположить, будут вынуждены изучить хотя бы опыт наших конструкторов по преодолению трудностей, связанных с запуском многоступенчатых тяжелых ракет.
Но это при любых раскладах будет лишь очередным изобретением «деревянных велосипедов», так как для освоения дальнего космоса двигатели на химическом топливе не годятся.
Просторы дальнего космоса будут бороздить ядерные планетолёты.
8 декабря 2020 года на общем собрании Российской академии наук выступил,
Юрий Драгунов рассказал обо всех этапах создания ЯЭДУ. В завершение работ в федеральном ядерном центре в Сарове на специальном разгонном стенде был проведён контрольный физический пуск ЯЭДУ с комплексом необходимых измерений.
США серьёзно отстают от России в создании ядерного двигателя для полётов в дальний космос. Американская компания Ultra Safe Nuclear Technologies (USNC-Tech) из Сиэтла
11 декабря 2020 года Роскосмос
Что же касается перспектив комплекса Starship – Super Heavy, то Илон Маск адаптирует его для военных целей, как это произошло со спутниками Starlink.
Дело в том, что ВВС США
Ещё в октябре 2020 года Транспортное командование ВС США (US Transportation Command)
В это связи мы не будем желать Илону Маску и его инженерам успехов в создании ракеты для переброски американского смертоносного груза в горячие точки планеты. Для дела мира во всём мире пусть лучше и дальше изобретают «деревянные велосипеды».
Читайте нас: