Лента новостей

02:12
Биологическое оружие: о новых задачах американских лабораторий в Центральной Азии и не только
02:10
ВКС России получили новые высокоточные планирующие бомбы с увеличенной дальностью полета
01:23
На распутье
01:20
Российские регионы развиваются: оправившееся от стихийных бедствий Оренбуржье движется вперёд (ВИДЕО)
00:32
Причудливые водовороты украинского эскапизма
00:27
Рашагейт возвращается: У агента Диланяна есть сенсационная информация о каждой мистификации глубинного государства
21:00
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 7 сентября, вечер
20:59
Для чего Украина открывает новые посольства в Африке, или «Маленький гешефт» киевского руководства
20:18
Зеленский анонсировал новый план урегулирования для Трампа и Харрис
19:35
Кураторы Украины опасаются победы России в Курской области
19:34
Фицо: в Евросоюзе замалчивают тему подрыва «Северных потоков» Украиной
19:33
В Одессе военком избил женщину, которая препятствовала мобилизации
19:26
День румынского языка и пропаганда румынского фашизма
19:23
Во Франции тысячи активистов вышли на митинг против нового премьера
19:13
Немецкие болельщики протестуют против неонацизма в украинском футболе
18:39
Маск выставил Байдена и Харрис кукольными марионетками
18:38
Французы вышли на акции протеста и требуют отставки Макрона
18:37
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 7 сентября
17:34
За кого бы вмешаться: почему шутка президента РФ о поддержке Харрис вызвала бурную реакцию в США
17:04
Алжир проводит досрочные выборы президента страны
16:50
Борис в поход собрался...
15:58
Золотой век мировых автопроизводителей в Китае закончился
15:55
Путин и Собянин приняли участие в открытии ряда столичных соцобъектов
15:42
Война на Украине (07.09.24): Возобновление нашего наступление под Украинском...
15:25
«Крылья» для пехоты: какие БПЛА требуются российским штурмовикам
15:14
Doom запустили на объёмном воксельном дисплее
15:10
Сладков обвинил команду Шойгу: Пытались посадить в тюрьму за правду о проблемах в армии
15:09
CNN: ВСУ начали использовать «драконов» против российских бойцов
15:08
The Washington Post: Запад не разрешил Зеленскому наносить ракетные удары вглубь России
15:00
Буданов: в арсенале ВСУ есть БПЛА дальностью действия до 1,8 тыс км
14:42
Последние новости от Юрия Подоляки на 7 сентября 2024 года: Ситуация в Курской области постепенно стабилизируется
14:16
В сети распространяется петиция жителей сёл, захваченных ВСУ, с призывом к Путину организовать «зелёный коридор»
14:15
Медведев: И Трамп, и Харрис сохранят санкции против России
13:50
Зеленский требует завершения войны до зимы: последние новости СВО на 7 сентября 2024 года, карта боевых действий на Украине, обстановка в Курской области
13:45
«Найти клиническое применение»: российский учёный — о влиянии низких доз радиации на нейроны головного мозга
13:43
В Баренцевом море прошёл комплекс учений ВМФ
13:38
Болезнь Альцгеймера: новый многообещающий препарат обращает вспять потерю памяти у мышей
13:17
Подмога нашим: Ford от читателей «Русской Весны» прибыл на фронт (ВИДЕО)
13:15
Роман Свитан как образец украинской пропаганды
13:12
WP: Зеленский не убедил союзников снять ограничения на удары по России
12:45
Марсаход Персеверанс зафиксировал возвращение пылевых бурь на Марс
12:28
Орбан: для Европы вредно поддерживать Украину
12:19
Васильев: Госдума обсудила запрет на въезд семей мигрантов
11:49
«Дорога жизни»: что даст России расширение пропускных возможностей БАМа
11:35
Страны Запада продолжают нелегально закупать российский газ
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Фрегаты и суперфрегаты

Фрегаты и суперфрегаты


Фрегаты и суперфрегаты

Сами фрегаты начали свой путь с… галер. Фрагатами когда-то называли легкие галеры, предназначенные для набеговых, разведывательных и иных миссий. Но у фрагат было два ограничения к применению – это малая автономность и возможность использования только в хорошую погоду.


Именно поэтому в промежутке между 1606 и 1609 годом появились фрагаты нового типа – уже парусные, а не гребные, на которых берберийские корсары уже могли ходить даже в воды Северной Европы, а некоторые – даже к берегам Америки.


Начало истории фрегатов


Фрагаты стали фрегатами в 1620-е годы, когда герцог Оливарес создал Хунту де Армадас (Совет по флоту) и начал строительство государственных корсарских кораблей нового типа. Первые 20 fragatas, которые по-немецки и по-голландски стали называться fregates или фрегатами, были заложены в 1622 году в Дюнкерке. Изначально это были совсем легкие кораблики от 6 до 9 метров длиной, с 1–2 орудиями и одной мачтой, которая несла один прямой и один косой парус.

Однако уже вскоре дюнкеркцы переделали во фрегаты паташи – парусно-гребные суда, которые строили в Испании и Португалии. Корсары убрали с них весла, весельную палубу приспособили под пушки, увеличили длину мачт, теперь мачты несли по три яруса парусов, и в результате получилось небольшое, но неплохо вооруженное (от 10 до 18 орудий) и скоростное судно, настоящий рейдер, разоритель торговли.

2
Бой Витте де Витта с дюнкеркцами у Ньюпорта в 1640 году.

Проблемой было то, что такой кораблик чаще всего нес пушки малого калибра, и новую итерацию фрегата создал в 1645 году английский кораблестроитель Питер Петт, который имел и большую скорость, и мощное вооружение – восемнадцать 9-фунтовых пушек, шесть 6-фунтовых орудий и две 3-фунтовки на квартердеке. То есть теперь этот корабль легко мог уйти от того, кто сильнее его, и навязать, и выиграть бой любому кораблю слабее него.

Корабль назвали Constant Warwick, и по его образу и подобию в английском флоте была заложена целая серия фрегатов, которые отличились в англо-голландских войнах.

И к 1650-м годам в английском флоте фрегаты стали отдельным типом кораблей, предназначенным для крейсерств к вражеским побережьям (то есть во время войны занимались тем же, чем раньше занимались корсары), а также для атаки отступающих и подранков противника в генеральном сражении.

Но корабли типа Constant Warwick все еще имели плохую мореходность, и любое волнение на море принуждало данный тип корабля отказаться от использования закрытого дека, ибо он располагался слишком близко к воде.

3
HMS Constant Warwick, 1645.

И только в 1741 году французский кораблестроитель Блас Оливье (Blaise Ollivier) предложил до гениальности простое решение – расположить жилое помещение для команды под закрытой артиллерийской палубой.

В результате артиллерийская палуба поднялась над уровнем воды, фрегаты избавились от лишних палубных надстроек и теперь могли вести огонь даже при плохой погоде. 26-пушечный фрегат Medee, построенный Бласом Оливье, считается первым «истинным фрегатом» в истории.

Еще одно новшество – этот корабль нес на главной палубе длинные 8-фунтовые пушки, поэтому его назвали 8-фунтовым.

Примечательно, что во время войны за австрийское наследство Medee был захвачен англичанами, и они были столь впечатлены им, что на его основе создали серию фрегатов Tiger, которые несли уже 28 орудий в 9 фунтов (просто 8-фунтовок в английском флоте не было как класса).

В ответ французы в 1779 году вводят в строй первые 12-фунтовые фрегаты, увеличивая число пушек до 32. Англичане отвечают 36- и даже 38-пушечными фрегатами. В 1778 году англичане ставят на свои фрегаты «промежуточный» калибр – 18 фунтов, которым когда-то вооружались линейные корабли, в 1781 году то же самое делают испанцы и французы.

В результате стороны ввели на вооружение тяжелые фрегаты с почти линкорным калибром орудий.

Проблемы сражений в эпоху паруса


Наверное, всем понятно, что военные корабли строятся не для парадов, а для боя. К большому сожалению для кораблестроителей и адмиралов, бой не всегда может идти в хорошую погоду, а плохая погода накладывает ограничения не только по маневренности или мореходности, но и по использованию вооружения.

Давайте посмотрим на вооружение линейных кораблей того же английского флота. Например, по штату 1745 года стандартный 70-пушечник нес двадцать шесть 32-фунтовых орудий на нижнем деке, двадцать восемь 18-фунтовых орудий на среднем деке и шестнадцать 9-фунтовок на верхней палубе и надстройках.

4
Разрез 74-пушечного корабля.

Может быть позже ситуация изменилась?

Фактически нет. Только в 1793 году было разработано три типа 74-пушечников, один из которых был вооружен чуть лучше за счет более тяжелых орудий среднего дека.

1

А теперь допустим, что бой начинается в ненастную или штормовую погоду, к тому же – линкоры атакуют из наветренного положения, то есть идет наклон корабля на борт, обращенный к неприятелю. В этом случае тяжелые пушки нижнего дека будут выключены из борьбы, и, по сути, мощный корабль останется с 18- и 9-фунтовками против… фрегатских 18- и 9-фунтовок. То есть парадоксальным образом вооружение линкора и фрегата сравняется.

Но это еще ничего, ибо в 1794 году французы начали строительство 50-пушечных суперфрегатов с 24-фунтовыми орудиями на опердеке, первые два – Forte и Égyptienne – имели по тридцать 24-фунтовок и двадцать 12-фунтовых пушек. То есть получилось, что теперь фрегаты были вооружены как линкоры, а в непогоду – даже лучше, чем линкоры, ибо орудия нижних деков в непогоду использовать затруднительно.

Проблемой этих фрегатов оказалась слишком большая нагрузка на киль, в результате возникал «эффект банана», киль в носу и корме выгибался, и в итоге горизонтальные связи корпуса ослабевали и рушились.

Примерно в это же время в Новом Свете начал строительство 44-пушечных 24-фунтовых фрегатов для флота США и Джошуа Хамфрис. В 1797 году были спущены на воду 44-пушечные фрегаты United States, Constitution и President. Эти корабли несли по тридцать 24-фунтовок на опердеке, и изначально – 12- и 9-фунтовые пушки на верхней палубе и надстройках, однако в 1800 году они были заменены на 32- и 42-фунтовые карронады.

Хамфрис с помощью диагональных связей смог укрепить киль, и в результате эти корабли были избавлены от французского «эффекта банана». В войну 1812–1815 гг. американские суперфрегаты стали неприятным сюрпризом для англичан, тем более что толщина борта в районе главной артиллерийской палубы у них была линкорной, 63 см, а увеличение длины мачт и добавление пятого яруса парусов дало возможность суперфрегатам развивать скорость до 14 узлов.

В результате фрегатских дуэлей американцы смогли победить и захватить следующие английские фрегаты: 38-пушечный 18-фунтовый Java, 38-пушечный 18-фунтовый Guerriere и 38-пушечный 18-фунтовый Macedonian.

Таким образом, суперфрегаты показали, что они на голову превосходят тяжелые фрегаты.

4
USS Constitution.

В передовице, вышедшей в Naval chronicle, говорилось:

«За 15 лет Наполеоновских войн мы привыкли к победам своих кораблей и эскадр. Были одержаны множество славных викторий не только над французами, но и над испанцами, датчанами, голландцами, русскими, причем чаще всего корабли и эскадры Royal Navy в каждом конкретном бое уступали противнику, как в числе пушек, так и в калибре орудий. Имена Нельсона, Сент-Винсента, Коллингвуда, Сомареца, Хоу знают во всем мире. Так в чем же причина поражения?»

Пытались свалить все на французскую постройку (Java и Guerriere были французскими призами), упирая на то, что французы делают 7-дюймовую (18 см) обшивку корпуса, тогда как британцы со времен Энсона заложили футовую (20-см) обшивку корпуса в районе бархоута. Но как быть с Macedonian, который был чисто британским фрегатом?

Адмиралы Британии так и не поняли, что американские суперфрегаты – это все же маленькие линкоры, а не большие фрегаты. И что для успешной борьбы с ними надо либо превосходить американцев в весе залпа, либо в скорости, а еще лучше – и в том, и в другом. Подобное надо бить подобным. Против этих однодечных линкоров тоже нужны линкоры.

Здесь следует четко уяснить, что победы американцев – это не победа концепции «быстроходного фрегата», а триумф концепции «быстроходного линкора».

Тем не менее после потери Macedonian англичане решили, что подобное следует лечить подобным, и просто срезали на трех 74-пушечниках Goliath, Majestic и Saturn верхние деки, в результате получили 58-пушечные супертяжелые фрегаты с 32-фунтовыми пушками на нижнем деке.

Примечательно, что это решение дало примерно такое же «бронирование», как и у американцев, а поскольку 74-пушечники были короче, нежели суперфрегаты, то продольные связи были на них прочнее.

Переход на единый калибр


После Наполеоновских войн французы всерьез задумались о перевооружении своего флота и заложили опытную серию 50-пушечных 24-фунтовых фрегатов, которые входили в строй с 1820 по 1825 год. Получилось, что эти фрегаты в ненастную погоду были сильнее традиционных 74-пушечников, которые на среднем деке несли всего лишь 18-фунтовки.

Однако вскоре пришли первые отзывы о новых фрегатах, которые были обескураживающими – они оказались маломаневренными, скорость не превышала 10 узлов.

Чтобы как-то усилить флот, французы решили пойти по британскому пути и просто срезать один из своих 74-пушечников – Romulus – до 58-пушеника, и внезапно получили отличный результат. Срезанный 58-пушечный фрегат, названный Guerriere, имел на опердеке двадцать восемь 36-фунтовых пушек, а на надстройках – тридцать 18-фунтовок и карронад.

В 1822 году бароном Жанном-Маргаритом Тупинье, возглавлявшим тогда «Комиссион де Пари» («Парижскую комиссию»), было предложено перейти на новый калибр фрегатов и линкоров – 30-фунтовый. Раз американцы имеют фрегаты с пушками в 24 фунта, а англичане – с 32-фунтовками, то французский калибр в 30 фунтов будет превосходить американские корабли и станет примерно равен английскому (французский фунт тяжелее британского).

6
Французский 52-пушечный 30-фунтовый фрегат Gloire, 1837 год.

Так возникла идея единого вооружения на всех артиллерийских палубах. Теперь, согласно плану, фрегаты должны были нести на опердеке двадцать шесть – двадцать восемь 30-фунтовых длинных пушек, а на верхней палубе – восемнадцать – двадцать две 30-фунтовых карронады. Получился своего рода корабль– «all big gun» первой четверти XIX века.

Плюсы такого решения были очевидны – теперь все пушки имели один и тот же калибр, поэтому ядра и снаряды могли использоваться для любых орудий.

Позже эту систему было предложено распространить и на линейные корабли.

Согласно новой системе, новые трехдечные корабли несли 120 орудий, двухдечники состояли из 82- и 90-пушечников, все корабли несли 30-фунтовые длинные пушки на главной палубе, 30-фунтовые короткие пушки на мидельдеке и 30-фунтовые карронады на надстройках. Сохранялось три класса фрегатов – 30-фунтовый, 24-фунтовый и 18-фунтовый, но постепенно все они должны были перейти на новое вооружение – 30-фунтовые пушки единого образца.

Система Тупинье была принята в качестве стандарта 10 марта 1824 года и просуществовала до конца эпохи парусного флота.

Литература:
1. W. James «Naval history of Great Britain», vol. I–IV – London, 1837.
2. Drolet, Marc «The North American Squadron of the Royal Navy, 1807–1815» – McGill University, 2003.
3. Patrick Villiers «Les corsaires du littoral: Dunkerque, Calais, Boulogne, de Philippe II à Louis XIV (1568–1713)» – PU Septentrion, 2000.
4. Howard L. Chapelle, «History of the American Sailing Navy» – New York, 1949.
5. Robert Gardiner «The Sailing Frigate. A History in ship models» – Seaforth Publishing, 2012.
6. D. K. Brown «Before the Ironclad» – Seaforth Publishing, 2015.
7. Brian Lavery «The Arming and Fitting of English Ships of War, 1600–1815» – Conway, 1998.

Сергей Махов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх