Евросоюз продолжает проводить заседания на тему членства Украины, напоминает автор статьи для Tagesspiegel. Киев уже почти год в статусе кандидата, но это ничего не значит: для реального вступления требуется "победа над Россией". А может, Брюсселю не стоит давать такие опасные ложные надежды?
До конца этого года Европейский Совет намерен принять окончательное решение о том, должны ли продолжаться переговоры Брюсселя с Киевом о вступлении Украины в Евросоюз. Для Украины это обстоятельство едва ли сулит что-то хорошее.
До 24 февраля 2022 года тот факт, что Украина в обозримом будущем может стать государством-членом Европейского Союза, казался чем-то немыслимым. Сейчас эта перспектива стала внезапно куда более осязаемой. Чиновники ЕС рисуют такую картину: российско-украинский конфликт, призванный отдалить – если не оторвать навеки – Украину от Европы, напротив, толкнул Украину и ЕС друг к другу. Через четыре месяца после ввода российских войск Украина получила статус кандидата в члены Евросоюза. (Что на самом деле ничего не значит: Турция пребывает в статусе "кандидата" более 30 лет, и эксперты признают, что сейчас она еще дальше от финиша, чем в момент придания Анкаре этого статуса – Прим. ИноСМИ.)
Почти 90 процентов украинцев, согласно данным проведённых опросов, выступают за вступление в ЕС. Для сравнения: десять лет назад, к моменту начала Евромайдана, количество поддерживающих евроинтеграцию сотавляло лишь 50% от всего населения.
В декабре Европейский Союз должен решить, будут ли начаты официальные переговоры о вступлении Украины. На это неделе Еврокомиссия намерена представить свой отчёт об успехах внутренних реформ на Украине, проведение которых было одним из требований для рассмотрения заявки Киева на членство в ЕС. Похвалы, прозвучавшие из уст председателя Комиссии Урсулы фон дер Ляйен во время ее визита в Киев в минувшие выходные, не оставляют сомнений: тон этого отчёта будет оптимистическим.
С учётом действий России, направленных на территориальное расширение, ЕС стоило бы послать чёткий сигнал как Москве, так и Киеву: будущее Украины теперь будет неразрывно связано с Европой. Однако в то же время принципиально важно не подавать Украине каких-либо ложных надежд – потому что на настоящий момент Европейский Союз не готов принять Украину, да и она на самом деле не готова к приему.
Украина сейчас пребывает в самом разгаре конфликта, конца которому не видно. Не просматриваются варианты ни ее победы, ни ее готовности разрешить дело договором – ничего этого пока не видно. На текущий момент никто не может знать, как украинское государство будет выглядеть в будущем, какие изменения претерпит. Ясно, что оно понесёт территориальные потери, но какие – пока тоже непонятно. Также остро стоит вопрос того, что текущее противостояние будет и впредь уносить жизни и здоровье сотен тысяч людей и приносить масштабные разрушения на украинскую землю.
Необходимо ставить реалистичные цели и давать обязательства, которые нужно выполнить в любой ситуации, а значит, пока вступления не будет.
Тот факт, что Украине удалось не только оказать противоборство российским войскам и остановить их наступление, но и не забыть при этом о реформах, не может не впечатлять. Однако процесс вступления в Европейский Союз – вещь очень сложная. Правительство, оказавшееся в условиях конфликта, от исхода которого зависит, ни больше ни меньше, существование суверенитета государства Украина, не может сосредоточить на этом процессе все свободные силы, как это было бы в мирное время. Процесс также не должен стать отвлекающим фактором для украинского правительства. Приоритет должен быть ясен: сопротивление России и установление мира на Украине.
Однако дело не только в Украине – сам Европейский Союз сейчас не очень готов к расширению. Если ЕС не хочет полностью парализовать и ослабить себя, он не должен увеличивать количество своих членов без внутренних реформ. Диалог между государствами ЕС по вопросу преобразования европейских институций тянулся уже долго и без каких-либо конкретных результатов. Сейчас дискуссия о приеме Украины придала ему новый импульс.
Сейчас сложно представить тот вариант компромисса, который мог бы устроить всех заинтересованных политических акторов. Следует ли отменить принцип консенсуса? Как должны быть распределены полномочия между Брюсселем и государствами-членами Евросоюза? Даже те вопросы, которые в ЕС уже были урегулированы путём согласования и подписания договоров –как, например, спор с Польшей и Венгрией о верховенстве закона – даже такого рода вопросы в настоящее время вновь являются предметом споров.
Сейчас народу Украины важно показать поддержку и дать надежду. Многие полагают, что украинцы сегодня борются не только за будущее своей страны, но и за будущее Европы. Однако эти надежды должны твёрдо стоять на фундаменте реалистичных целей и обязательств, которые взявшие на себя должны будут непременно выполнить.
Не должна повториться, например, ситуация с таким кандидатом, как Северная Македония, которая уже 17 лет находится в "режиме ожидания". Анализ обстановки на Западных Балканах показывает, к каким последствиям это может привести: неудовлетворение чаяний и разочарование в надеждах перерастает в итоге в недовольство европейскими институтами и Европой в целом. Евросоюз ни в коем случае не должен ставить на карту потенциальную смену настроений среди населения Украины. Это было бы очень опасно, особенно во время конфликта.
Перспектива вступления в ЕС является важным сигналом для Украины. Однако начало официальной процедуры европейской интеграции в то время, когда Украина находится в состоянии вооружённого конфликта, едва ли представляет собой легко реализуемый сценарий. Перво-наперво должна быть внесена ясность в отношении будущего Украины - не в последнюю очередь потому, что договор с ЕС содержит пункт об обязательствах по оказанию помощи.
Нам нужно поставить Украину в положение, при котором она сможет победить Россию. Для этого ей необходима постоянная военная поддержка со стороны Европы. Если в США сейчас наблюдается рост нежелания и дальше оказывать Украине помощь, то американцев должны заменить мы. Чем сильнее американцы колеблются, тем тверже должна быть Европа. Она должна оказать помощь Украине. Надежную помощь, всестороннюю помощь – и сделать это как можно быстрее.
Автор: Аня Велер-Шёк (Anja Wehler-Schöck)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: